Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Тексты, справочники и документы [Pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Епископ Илия Минятий
Камень преткновения

ИЛИ ИЗЛОЖЕНИЕ НАЧАЛА И ПРИЧИН ОТПАДЕНИЯ ЦЕРКВИ ЗАПАДНОЙ ОТ ВОСТОЧНОЙ И ПРЕДМЕТОВ НЕСОГЛАСИЯ МЕЖДУ НИМИ

КНИГА ПЕРВАЯ
О СОБЫТИЯХ ВО ВРЕМЕНА ИГНАТИЯ И ФОТИЯ, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ ПАТРИАРХОВ

Знаменитейший и благочестивейший Властитель! (Под именем этого Властителя надобно разуметь господаря Валахии, князя Константина Бранкована, который был весьма благорасположен к Илие Минятию, долгое время держал его при своем дворе и давал ему многие важные поручения. Примечание переводчика.) Ты желал обстоятельно узнать от меня, что именно разделяет две Церкви, Восточную и Западную, то есть узнать причину сего разделения и разность их догматов.

С совершенным удовольствием желая сделать угодное тебе, постараюсь по возможности удовлетворить твоему любопытству. Чтобы узнать начало сего несчастного разделения, нужно обстоятельно изложить, что происходило между Игнатием и Фотием, Константинопольскими Патриархами, что произвело тогда в Церкви Божией великое смятение, причинило им и преемникам их немалые огорчения и подало повод ко многим разногласиям, которые продолжаются и доныне.

Но как в то время весь клир и народ были разделены на две части, из коих одна держала сторону Игнатия, а другая - сторону Фотия, и все вообще дела производились более или менее пристрастно, так и дееписатели тогдашних происшествий, руководясь собственными страстями, по большей части оправдывали ту сторону, к которой принадлежали сами, а последующие за ними писатели, страдая тем же недугом и веря то тому, то другому историку, изображают эту картину каждый своими красками, представляя дела не в таком виде, как они действительно происходили, но как кому хотелось.

Посему узнать от них действительную истину нелегко, между тем она сама собою представляется и открывается мысленным взорам каждого, кто не ослеплен пристрастием, смотрит прямо и судит здраво. Итак, прими от меня то, что я мог избрать достовернейшего из повествований о сем предмете, составленных различными историками.

Игнатий происходил от благородных и весьма знаменитых родителей, а именно, как по отцу, так и по матери принадлежал он к царскому роду. Он был сын Михаила Куропалата, Константинопольского Императора, и Прокопии, дочери Никифора Геника, также Императора. Лев Армянин, свергнувший Михаила с Императорского престола и сам насильственным образом занявший его место (813)

, желая совершенно лишить Игнатия этого наследия, приказал оскопить его. После чего Игнатий, облекшись в монашескую одежду, уединился в монастырь, называемый Сатиров.

И родители Фотия были не простые и неизвестные люди, но благородные и знатные, как говорит Никита Давид Пафлагонянин в жизнеописании Игнатия, получившие даже мученический венец, как свидетельствует сам Фотий. А в письме к Николаю I, Папе Римскому, он называет своим дядей того великого Тарасия, который был Патриархом Константинопольским при Константине и Ирине и во времена коего состоялся II Никейский (VII Вселенский) Собор против иконоборцев.

Фотий обогатил свой ум столь многими познаниями, что по справедливости можно назвать его бездной учености. Из современников не было ему равного, да и после долго не было ему подобного. Не одну какую-нибудь, но почти все науки он знал совершеннейшим образом, был превосходным учителем философии, медицины, астрономии и богословия. Оставшаяся нам от него библиотека, заключающая в себе опись и обсуждение величайшего множества книг, служит достаточным доказательством как обширных его познаний в науках и верного суждения о писателях, так и неутомимого прилежания, с каким он прочитал столь много сочинений.

Не менее того он отличался и в политике, как теоретическими познаниями, так и на самом деле, почему достиг великих почестей в государстве и исправлял высокие должности, как то: протоспафария и первого советника при Императоре Феофиле, потом сенатора, и даже, по словам Иоанна диакона, занимал первое место в Сенате. Кроме того, по определению Сената и указу Императорскому, был он отправляем послом к ассириянам, как сам он свидетельствует о том в одном письме к брату своему Тарасию.

Таковы были Игнатий и Фотий прежде своего патриаршества.

На шестом году царствования Михаила, который по смерти отца своего Феофила управлял государством вместе с матерью Феодорою, скончался святейший Мефодий, Патриарх Константинопольский, и на его место был избран Игнатий (847). Не все епископы и клирики были согласны на это избрание, многие не хотели сего, и из них первый - архиепископ Сиракузский Григорий, за что Игнатий столько огорчился на него, что в день своего рукоположения в Патриарха не хотел служить вместе с ним Литургию и приказал, чтобы его не было при священнодействии.


Тексты, справочники и документы [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке