Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Тексты, справочники и документы [Pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Священномученик Иларион (Троицкий)
Прогресс и война

Переживаемые тяжелые дни ужасной войны задают всякому вдумчивому человеку целый ряд вопросов. Что же это такое совершается пред нашими глазами? Европа, цивилизованная, культурная Европа, XX век, широкий поток просвещения, наука, искусство, высокие идеи, гуманность, свобода, равенство, братство даже - и вдруг война, убийство, жестокость, бесчеловечность, кровь, зверство. Как примирить эти два ряда явлений?

Полезно теперь читать "Дневник писателя", который вел наш великий Достоевский во дни турецкой войны в 1877 году. Между прочим Достоевский в своем дневнике писал: "Между этими привезенными в Москву славянскими детьми... [есть] один ребенок, девочка лет восьми или девяти, которая часто падает в обморок и за которою особенно ухаживают. Падает она в обморок от воспоминания: она сама, своими глазами, видела нынешним летом, как с отца ее сдирали черкесы кожу и - содрали всю.

Это воспоминание при ней неотступно и, вероятнее всего, останется навсегда, может быть, с годами в смягченном виде, хотя, впрочем, не знаю, может ли тут быть смягченный вид. О цивилизация! О Европа, которая столь пострадает в своих интересах, если серьезно запретит туркам сдирать кожу с отцов в глазах их детей! Эти столь высшие интересы европейской цивилизации, конечно, - торговля, мореплавание, рынки, фабрики, - что может быть выше в глазах Европы?

Это такие интересы, до которых и дотронуться даже не позволяется не только пальцем, но даже мыслью, но - но "да будут они прокляты эти интересы европейской цивилизации!" ...Я за честь считаю присоединиться к этому восклицанию: да! да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу.

Но, однако же, это факт: для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу!" [1]. По мысли Достоевского, следовательно, прогресс и цивилизация необходимо связаны с войной и жестокостью. И действительно, если вдумчиво присмотреться к прогрессу, то невольно открывается неразрывная связь между прогрессом и войной с ее жестокостями.

Что такое прогресс? Самая теория прогресса есть лишь применение к человеческой жизни общего учения об эволюции, но эволюция ведь узаконивает борьбу за существование.

Немец, говорят, обезьяну выдумал. Но ведь лишь путем долгой борьбы животный мир дал, наконец, обезьяну. Слабейшие виды пропадали в беспощадной борьбе за существование. Выживали в этой борьбе лишь сильнейшие и наиболее к борьбе приспособленные. Перенесите вы борьбу за существование в международные отношения - и вы получите войну. Война и есть борьба за существование, которую ведут между собою целые народы, целые нации.

В этой борьбе выживает тот, кто побеждает; следовательно, нужно приспособление к борьбе; отсюда непрерывные вооружения современных народов. В теории прогресса усматривается смысл германского милитаризма, германского железного кулака. Прогресс требует войны, а война несет с собою жестокость.

Бывали в истории войны династические, войны рыцарские. Теперь войны по преимуществу и почти исключительно экономические. Теперь, действительно, нет высшего побуждения для войны, нежели рынки, торговля, фабрики. Прогресс требует для своего осуществления накопления грандиозных богатств. Господь благословил человеку в поте лица есть свой хлеб и указал на земледелие как на источник пропитания.

По пути прогресса человечество желает обойти эту заповедь Божественную, потому что земледелие не дает богатств, достаточных для культурных блестящих успехов. Богатств больше дает фабрика и торговля. Фабрика требует торговли, вывоза, потому что она дает больше товаров, нежели их требуется в самом фабричном районе. Мало европейцу продать. Он заставляет у него покупать.

Отсюда европейская политика колониальна. А какой смысл в этой политике? Почему это черные или красные люди должны быть подчинены бледнолицым? Того требует прогресс, того требует европейская цивилизация. Подавайте материал для наших фабрик и извольте покупать у нас, иначе мы не будем достаточно богаты для культурных успехов - вот что, в сущности, говорят европейцы жителям своих колоний и прибавляют еще: а если не будете покупать, так мы заставим вас силой оружия.

Так дикари уж и поняли с этой стороны европейца. От европейцев, говорят они, сначала приходит миссионер, за миссионером идет купец, а за купцом уж и солдат. Так, колониальная политика есть в сущности, замаскированный грабеж, где грабителем выступает он - тот безукоризненный джентльмен в изящно сшитом фраке и в блестящем цилиндре, которого принято называть культурным человеком.

Иногда грабеж принимает иную форму. Культурный человек нападает на своего соседа, если он послабее, и начинает его бить, пока тот не запросит пощады. О, конечно, он пощадит, не убьет до смерти; он только потребует выкупа и напишет по окончании войны выгодный для себя торговый договор. Убить соседа выгоды нет; лучше заставить его платить деньги. Смотрите же, какая за последнее время шла погоня за новыми рынками и как труднее и труднее становилось разграничить сферу влияния.


Тексты, справочники и документы [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке