Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Пространное житие Илариона Грузина     Житие и деяния Илариона Грузина К началу II. Пространная редакция Благослови, Владыко! I. Блистательны и паче благолепны суть слова Священных Писаний, кои начертаны благодатью Духа Святаго для наставления всех верующих и украшения святой Церкви, коими Она роскошествует, как невеста, облаченная во славу, и озаряет детей своих светом благодати.

И как от вешнего цветка, делается благоуханным сонм возлюбивших науку, и возбуждает обоняние во след елею ее и следует благоуханию всесожжении. И потому как соединилась Она с духовно освященным Женихом и впредь вручила Ему собор верующих, коих сподобили (именовать) ближними, ввиду благих и многообразных красот каждого, словно облачением в одеяния златотканные украшенных, и коли станет Царица одесную Царя в храме том царственном, то и сии удостоились бы стать в соборе том великом первенцев, как говорил Давид, а именно: "В Церкви великой восславлю тебя" [1], где он был бы призван Богом среди богов и который заранее через них сподобился бы чести сопричастия ко Господу, и к коим сопричислялся сей великий и блистательный, всежеланный и любезный отец наш Иларион, высокий благими подвигами и горний духовным взором блистательного восхищения.

О нем и есть слово наше, и предстоит описание и повествование для грядущих поколений о жизни и подвигах его, подобного статуе золотой, украшенной каменьями честными и жемчугами стр 72 драгоценными, воздвигнутой и возвышающейся посреди Церкви, дабы вступающие на стезю подвигов созерцали и сопричастились сиянию его и пуще побуждались, и хотя он был Новый по времени, но равен оным присным и знатным первенствовавшим подвижникам, коим уподобился благодеяниями и чудотворством и коих он превзошел, а некоторых и при жизни превосходил любовию к странничеству и совершенной своей сокрытостью.

Мы же не продлим слова нашего, потому как предлежит нам не путь славословия, но спешим мы описать житие и наполнить духовной сладостью и повествованием слух возлюбивших внимать, (о том), как возрос оный святой или из какой стороны явилось сие новое блистающее светило, что взошло на Востоке и благим сиянием своим озарило все сущее на Западе[2] . II.

Сей блаженный и святой отец наш Иларион был родом из грузин[3] , которые явили множество святых и чудотворных мужей; но из-за незаписанных их житий (и истечения) много времени, впали они в забвение, однако, в блеске предстоят пред Богом. Но некоторые новоявленные святые удостоились памяти, и жития их описаны боголюбивыми людьми и споспешниками, как сей святой, о коем и есть слово наше. А мы станем на стезю прежнего слова (нашего)

и поведаем вам о всех образах жизни его и, как мы о том уже говорили, произрос сей блаженный сын богатых и именитых азнауров в Кахетской части страны Картлийской. А у отца его были и прочие дети, однако (лишь) сего святого родители обетовали Богу, как спервоначала Анна Самуила[4] . И когда исполнилось ему шесть лет, он был отдан достойному и боголюбивому человеку, который был из того же местечка, в коем проживал и отец оного блаженного, и научал он его Священным Писаниям денно и нощно. И словно дерево.

Богом насажденное, орошал его потоками вод, кои суть богодухновенные Писания. И когда отец его увидел успешное обучение своего отрока тем святым старцем, начал выдавать ему обильно все стр 73 потребное для содержания, и приступил к строительству монастыря в той местности. И собрали там братию числом лишь до шестнадцати (человек). И многажды являлся отец его для устроения того места и лицезрения вожделенного чада своего.

А он, блаженный и истинный сын Отца Небеснаго, видя постоянное посещение своего родителя, стал тужить, поэтому и вспомнил благовествования те, а именно: "Кто не оставит отца своего и матерь свою и не подъемлет Крест и не примкнет ко Мне, тот не достоин Меня", и решил удалиться в глубинную пустынь. И встал и ушел в Гареджийскую пустынь и нашел там множество мужей подвижников, а подле них один малый грот Возрадовался радостию великою и вошел в него и поселился в нем.

А был он в возрасте, примерно, пятнадцати лет. И отныне стал он на стезю подвигов. Постом и бдениями плоть свою юношескую (подверг) увяданию, в молитвах и богозрениях сподобился бесплотия, покуда не превзошел подвигами всех пребы вавших в пустынной той местности, и дались все диву подобным трудам его и терпению. И устроялась вся братия учением его, и припадали пред ним, дабы оставался он с ними.

И взял он к себе до одиннадцати братьев, подвижников мирных и кротких. И были они подобны ангелам в постах и непрестанных молитвах и прославлении Господа, покуда не разнеслась весть о преподобии его по всей стране Картлийской, ибо невозможно было скрыть свечу под сосудом или ложем, чтобы не стало то ведомо всякому[5] . И как проведал об обилии добродетелей его епископ Руиставский, преисполнился он душевного желания, встал и пошел приветствовать его.

И когда же прибыл к оному святому, поприветствовали они друг друга святым целованием. Видя лик его желтый, слова смиренные и одеяние небрежное, изумился епископ изумлением мудрым и говорил ему: "От поры давней желал я лицезреть тебя, сын мой, Иларион, и сподобиться мне, грешному, святого твоего благословения. 'А более потому я благодарствую Бога, что не лишил он меня любви стр 74 твоей душевной.

И ныне молю тебя, сын мой, исполнить желание мое - прими священство от меня, убогого и недостойного". Но он, блаженный, потому как был скромен и чуждался славы людской, не восхотел взойти в сей чин священства и противостал достойному тому епископу и устранялся и горячо молил его, чтобы освободил он его от вериг священства. Но тот, побуждаемый Богом, вновь упрашивал его и молил; тогда оный святой, видя себя в понуждении, счел греховным свое непослушание (стать)

священноучителем и сотворенный Небесной силой Господа, говорил ему: "О, почтенный отче, в твоих руках пребываю я, убогий, и поступай со мною, как угодно святости твоей". Тогда встал преподобный епископ и благословил его во священники. И исполнил святое Таинство и взаимно причастились. И ушел епископ и повествовал всякому люду о сем угоднике, и все, кто сышали его, благодарили Бога.

А многие из дальних земель прибывали лицезреть его и принимать святое его благословение. А затем блаженный Иларион видел множество прибывавшего к нему люда и огорчался он такому делу и стал озабочен. И в возрасте юношеском обрел он старческий дух, подобно великому Моисею, и стал судиею духа и плоти. И был он судителем оскорбленного и изможденного, умертвил гордыню плоти и схоронил ее в песке смирения[6] , на котором не взойти пажити страданий.


Пространное житие Илариона Грузина


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке