Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Тексты, справочники и документы [Pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Свт.

Феофан Затворник
Против лжеучителей

С удовольствием берусь ответить тебе, или лучше обсудить вместе с тобою все, о чем писал ты в своем, достойном всякого внимания, письме. Я и прежде слышал кое-что о том, о чем ты говоришь; но думалось, что это какие-либо пустяки. Теперь же из слов твоих вижу, что у вас там начинается нечто в роде пожара церковного - и спешу написать тебе, что Бог пошлет, по твоему письму.

1) Пишешь: "У нас появился какой-то проповедник веры - надо полагать из дворян и, кажется, в немалом чине, который ездит по домам, не богатым только, но и бедным, читает Евангелие, толкует и учит веровать во Христа и каяться. От меня не далеко живет бедный переплетчик. К нему приезжает тот проповедник. Собирается народ, и я был там раза два-три. Слышно, что и в других местах бывают такие собрания, и народу не мало бывает".

Остановимся с тобою на этих словах. Явился проповедник веры, проповедник не от лица Церкви, как очевидно. Уж это одно должно было породить среди вас недоумения: как так учит не поставленный быть учителем? Это у нас небывалая новость. От недоумения же такого следовало вам тотчас перейти к таким суждениям: что-нибудь тут не так; он не от дома Божия, а от иуды; потому вам следует держать себя на стороже. - А так ли вы поступили?!

- Никому и в голову не пришло поостеречься, а все слушали и слушаете, не давая себе труда обсудить - право ли то, что слышите, и к добру ли приведет, если последовать тому? Вот первая ваша ошибка!

Говоришь, что он учит веровать во Христа и все из Евангелия берет. Но это-то и должно было побудить вас держать ухо остро. Разве вы татары или басурманы какие?! Вы же, ведь, веруете во Христа Господа и спасение свое содеваете во святой православной Церкви, и содеваете по образу спасения всех предшествовавших нам святых наших, Богом прославленных! Из этого вам следовало прямо заключить, что, если он начал толковать о вере, и толковать нам верующим, то эта его вера, должно быть, иная есть от той, которою мы веруем.

Когда он начал вам толковать: веруйте во Христа, - вам следовало спросить его: да что ты толкуешь об этом? Разве мы некрещенные какие? - А у вас ни у кого и язык не повернулся. Говоря вам: веруйте во Христа, - он обличил вас в неверии; а вы слушаете, будто в самом деле неверы. Если же он иную веру проповедует, а вы все же слушаете, то вместе с ним осуждаете свою прежнюю веру, осуждаете и Церковь святую и всех спасенных и спасающихся в ней. Вот ваша вторая вина, большая первой!

И как же это все у вас там делается?! Делается среди истинно верующих в Господа и идущих спасительным путем, свыше указанным?! Сыны Церкви спокойно и мирно содевают свое спасение. Но приходит некто, им прежде неведомый, и начинает вопить: знаете ли что? - Христос за нас умер. Веруйте так, кайтесь, и вы спасены. - И они, как бы необычное нечто услышав, к нему пристают, готовы будучи оставить и Церковь свою, и пастырей своих, и все, чем пред сим дорожили, чем питалась и освящалась душа их! Дивно это!

А прежде-то разве не в Господе Спасителе содевали вы свое спасение? Разве не в Его имя крещены вы? Разве не Его силою получали вы столько раз разрешение грехов в таинстве покаяния? Разве не Его самого принимали в себя, причащаясь пречистаго Тела и пречистой Крови Его? Разве не к Нему обращались вы в молитвах своих, и не на Него единаго все упования спасения возлагали?

Так что же особенного, что нового, чего бы вы не содержали в уме и сердце своем, возвещает вам этот неведомый вам доселе пришелец, говоря: Христос за вас умер; веруйте так, - и вы спасены? Не это ли исповедуете вы каждодневно, читая в символе веры: "Верую... в Господа Иисуса Христа... нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны", и проч.

Не это ли сами себе возвещаете вы, поя в Церкви: "Единородный Сыне... распныйся Христе Боже... спаси нас, спаси нас?" Или: "Приидите, поклонимся и припадем ко Христу: спаси ны, Сыне Божий?" Или: "Свете тихий святыя славы: Сыне Божий, живот даяй?" Или: "Ныне отпущаеши... яко видесте очи мои спасение Твое?" А литургия вся что есть, как не воспоминание, или, больше, как не воспроизведение таинственное в бескровной жертве жертвы кровной на кресте во спасение наше?

Так что же нового слышите вы из уст сего пришельца, что готовы оставить все прежнее и устремиться вслед его, не зная еще, наверное, куда он поведет вас, зная однакож несомненно, что путь, которым вы шли доселе, есть настоящий путь?

Поистине это непонятно. Вы походите вот на кого: поют, положим, что-либо хором, и вы сами участвуете в этом пении. Пение идет стройно, все голоса сливаются в нем в один. Но вот вдруг среди всех появляется некто, встревает в ваше пение и своим голосом выдается из всех. И вы, оставя хор, и свое пение прекращая, все внимание обращаете на этот выдающийся голос, изумляясь тому, как он выводит ноты.


Тексты, справочники и документы [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке