Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святитель Григорій Нисскій   Противъ Аполлинарія, къ Ѳеофилу епископу Александрійскому.   Н е одною мірскою мудростію обилуетъ великое гражданство александрійское; и потоки истинной и подлинной мудрости также изливаются отъ васъ изначала. Посему мнѣ кажется справедливымъ, чтобы тѣ, которымъ дано больше силъ къ добру, больше оказывали помощи въ защищеніи таинства истины: ибо и само высокое Евангеліе говоритъ нѣгдѣ: ему же дано много, болѣе и взыщется съ Того (Лук. 12, 40).

Итакъ ты поступишь справедливо, если всю присущую по благодати Божіей тебѣ и твоей церкви силу, противупоставишь лжеименному знанію тѣхъ, которые всегда измышляютъ нѣчто новое противъ истины, которые разрываютъ союзъ по Богѣ, великое и почтенное имя христіанъ предаютъ молчанію, а раздѣляютъ церковь по именованіямъ человѣческимъ; и, что всего хуже, люди радуются, что называются по именамъ своихъ руководителей въ заблужденіи.

Если бы повсюду и до конца исполнилось пророческое желаніе, изчезли бы грѣшницы отъ земли и беззаконницы, яко не быти имъ (Псал. 103, 35): это очевидно было бы всего лучше. Поелику же слова беззаконниковъ превозмогаютъ, пріобрѣтая силу противъ истины въ содѣйствіи противника: то желательно было бы уменьшить зло и воспрепятствовать болѣе и болѣе распространяющемуся возрастанію нечестія. О чемъ я говорю?

Послѣдователи мнѣній Аполлинарія, при помощи порицаній (направленныхъ) противъ насъ, стараются дать (бóльшую) силу своимъ заблужденіямъ, утверждая, что Слово плотяно (σάρϰινος), что Сынъ человѣческій есть Творецъ вѣковъ и что Божество Сына смертно. Разглашаютъ, будто бы въ каѳолической Церкви нѣкоторые признаютъ въ (своемъ)

ученіи двухъ сыновъ: одного по естеству, а другаго по усыновленію, послѣ привзошедшаго. Не знаю, отъ кого они это слышали, и на какое лицо направляютъ удары; ибо я доселѣ не знаю, кто бы говорилъ это. О днакоже, поелику приписывающіе намъ такое ученіе подъ видомъ опроверженія сей нелѣпости усиливаютъ свои мнѣнія: то хорошо было бы, если бы твое совершенство во Христѣ, какъ вразумитъ тебя Духъ Святый, отсѣкло всѣ поводы для ищущихъ поводовъ обвинять насъ и убѣдило взносящихъ оную клевету на Церковь Божію, что у христіанъ такого ученія нѣтъ и не проповѣдуется.

Ибо на томъ основаніи, что Творецъ вѣковъ въ послѣдніе дни явился на землѣ и обращался между людьми, въ Церкви не считаются два сына: одинъ Творецъ вѣковъ, а другой при скончаніи вѣковъ явившійся во плоти роду человѣческому. Если же кто, по домостроительству бывшее явленіе во плоти Единороднаго Сына Божія приметъ за доказательство бытія другаго сына: тотъ исчисливъ и всѣ богоявленія, бывшія святымъ прежде явленія Единороднаго Сына Божія во плоти, а также и послѣ онаго, по числу божественныхъ явленій признаетъ множество сыновъ: будетъ у него одинъ сынъ, бесѣдовавшій съ Авраамомъ, а другой явившійся Исааку; боровшійся съ Іаковомъ — также иный, а другой являвшійся Моисею въ различныхъ видахъ: во свѣтѣ, во мракѣ, въ столпѣ облачномъ, лицемъ къ лицу и созади; другой опять будеть сынъ, ратовавшій вмѣстѣ съ преемникомъ Моисея, и иной — бесѣдовавшій въ вихрѣ съ Іовомъ; также явившійся Исаіи на высокомъ престолѣ и начертанный словомъ Іезекіиля въ человѣческомъ видѣ; и тотъ, который послѣ сего свѣтомъ облисталъ Павла, и тотъ, который прежде сего явился на горѣ въ высочайшей славѣ Петру и бывшимъ съ нимъ.

Е сли же нелѣпо и вполнѣ нечестиво, по числу различныхъ богоявленій Единороднаго Сына Божія, считать отдѣльныхъ сыновъ: то равно нелѣпо и явленіе во плоти дѣлать поводомъ къ признанію другаго сына. Мы думаемъ, что видѣніе превысшаго естества было всегда по мѣрѣ силы каждаго изъ пріемлющихъ божественное явленіе, бóльшее и достойнѣйшее Бога для тѣхъ, которые могли достигнуть высоты, меньшее же и менѣе достойное для тѣхъ, которые неспособны вмѣстить бóльшаго.

Посему не такъ, какъ въ предшествовавшихъ явленіяхъ, является Господь роду человѣческому въ домостроительствѣ пришествія во плоти. Но поелику всѣ люди, какъ говоритъ пророкъ, уклонишася и вкупѣ неключими быша (Псал. 13, 3), и не было, какъ написано, никого, кто бы могъ уразумѣть и постигнуть высоту Божества (Ис. 40, 13)

: то посему явившійся болѣе плотяному роду, Единородный Сынъ содѣлывается плотію, умаливъ себя соотвѣтственно малости пріемлющаго, или лучше, какъ говоритъ Писаніе, истощивъ себя (Флп. 2, 7), дабы естество наше приняло столько, сколько вмѣщаетъ. Что оный родъ болѣе предшествовавшихъ былъ повиненъ осужденію, это ясно мы знаемъ изъ словъ Господа, въ которыхъ Онъ говоритъ, что содомлянамъ отраднѣе будетъ, нежели имъ (Матѳ. 10, 15)

: что ниневитяне и царица южская осудятъ при воскресеніи родъ оный, возвѣстилъ (также) Господь (Матѳ. 12, 41-42). Итакъ если бы всѣ, подобно Моисею, могли войти во мракъ, въ которомъ онъ видѣлъ Незримаго; или, подобно высокому Павлу, — вознестись превыше третьяго неба и въ раю научиться неизреченному о предметахъ, превышающихъ слово; или съ ревнителемъ Иліею на огнѣ вознестись въ эѳирное пространство, не чувствуя тяжести тѣла, или съ Іезекіилемъ и Исаіею видѣть на престолѣ славы или подъемлемаго Херувимами, или прославляемаго Серафимами: тогда, конечно, не было бы нужды въ явленіи Бога нашего во плоти, если бы всѣ были таковыми.

Поелику же, какъ говоритъ Господь, родъ оный былъ родъ лукавъ и прелюбодѣй (Матѳ. 12, 39), лукавъ потому, какъ говоритъ Евангеліе, что весь міръ тогда лежалъ во злѣ (1 Іоан. 5, 19); прелюбодѣй же потому, что онъ оставилъ благаго жениха и соединился съ тѣмъ, кто чрезъ порокъ осквернилъ души прелюбодѣйствомъ: то посему истинный врачь, исцѣляющій больныхъ, какого болѣзнь требовала врачеванія, такое и приложилъ попеченіе къ больному; самъ нѣкоторымъ образомъ воспріялъ на себя болѣзнь нашего естества и содѣлался плотію, которая по самой сущности своего естества немощна, какъ учитъ слово Божіе: духъ убо бодръ, плоть же немощна (Матѳ. 26, 41).

Если бы Божество, бывшее въ человѣческомъ естествѣ, въ смертномъ безсмертное, въ слабомъ сильное, въ измѣняемомъ и тѣлесномъ неизмѣняемое и нетлѣнное, допустило остаться въ смертномъ смертности, въ тлѣнномъ тлѣнію и другимъ свойствамъ такимъ же образомъ: тогда по справедливости всякій усмотрѣлъ бы двойственность въ Сынѣ Божіемъ, счисляя каждое изъ разсматриваемыхъ по противоположности (свойствъ) особо, само по себѣ.

Но если смертное, соединившись съ безсмертнымъ, содѣлалось безсмертнымъ; подобнымъ образомъ и тлѣнное измѣнилось въ нетлѣніе, и все прочее также измѣнилось въ безстрастное и божественное: то какой остается поводъ раздѣлять одно, на два отличія? Ибо Слово и прежде воплощенія и послѣ домостроительства во плоти было и есть Слово; также Богъ и прежде вопріятія образа раба и послѣ сего есть Богъ и есть свѣтъ истинный, какъ прежде, нежели возсіялъ во тьмѣ, такъ и послѣ сего.

И такъ, если всякое приличное Богу понятіе всегда постоянно и неизмѣнно усвояется Единородному, и Онъ есть всегда одинъ и тотъ же, будучи всегда себѣ равенъ: то кто насъ принудитъ Его явленіе во плоти именовать двоицею сыновъ, какъ будто одинъ есть предвѣчный Сынъ, а родившійся во плоти Богъ другой Сынъ? Ибо мы отъ таинства научились и вѣруемъ, что естество человѣческое спасено чрезъ единеніе съ Словомъ; но что Сынъ Божій во плоти долженъ быть умопредставляемъ отдѣльно, этому не научились и никакой послѣдовательный выводъ не приводитъ насъ къ такой мысли.


Святитель Григорій Нисскій   Противъ Аполлинарія, къ Ѳеофилу епископу Александрійскому.   Н е одною мірскою мудростію обилуетъ великое гражданство александрійское; и потоки истинной и подлинной мудрости также изливаются отъ васъ изначала. Посему мнѣ кажется справедливымъ, чтобы тѣ, которымъ дано больше силъ къ добру, больше оказывали помощи въ защищеніи таинства истины: ибо и само высокое Евангеліе говоритъ нѣгдѣ: ему же дано много, болѣе и взыщется съ Того (Лук. 12, 40).


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке