Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святитель Феофан Затворник     Рукописи из кельи   Часть 1       Содержание   Мысли о разных предметах веры .. 1 Самоиспытание и познание греховности . 1 К смущаемым нечистыми помыслами . 2 Возрасты греха . 3 Воспоминание о страшном Суде (Созерцание)

5 Основное чувство нашего сердца – грусть (Из «Писем о христианской жизни») 5 Изложение спасительной веры Христовой в кратких положениях . 6 Мысли о внутренней жизни . 8 Заметки о духовной жизни . 10 Мысли о богоугодной жизни . 10 Испытание Писаний . 12 Мысли о разных предметах веры .. 12 Из Священной истории .

17 Подзаконная религия, как она дана Богом через Моисея народу Израильскому . 17 1. Завет Бога с еврейским народом .. 18 2. Религиозные понятия, соответственные завету . 22 3. Религиозные чувствования . 23 4. Нравственные расположения, или практические чувства . 25 5. Обрядность как средство к образованию и укреплению нравственных расположений . 26 6.

Практические правила, как поприще для упражнения по преимуществу нравственных расположений   27 7. Гражданские постановления и вообще все устройство общества применительно к религии подзаконной . 27 8. Как освоился народ с новым порядком и чем укреплялся в хождении по нему . 29 9. Почему религия и церковь явились теперь в таком виде . 33 10.

Какой религия подзаконная должна образовать дух в народе? . 36 Как зародилось и созрело дело о смерти Господа Спасителя у врагов его со времени явления им Себя миру, и как относился к этому Сам Господь . 39 Переход Господа на Елеон . 44 Проповеди . 45 Слово в день святой великомученицы Варвары .. 45 Легкое средство к усвоению святой жизни христианской (Поучение в Неделю 23-ю по Пятидесятнице) 46 Что такое «анафема»? Слово в неделю Православия . 48 О внезапной смерти (

Слово написано в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка», потерпевшем крушение в Балтийском море в мирное время) 50 О богатом и Лазаре  (Беседа в Неделю 22-ю по Пятидесятнице) 51 Слово в день сошествия Святого Духа . 54 Заступление и покров Пресвятой Богородицы .. 56         Мысли о разных предметах веры   Самоиспытание и познание греховности   Всякий войди в себя самого и займись, преж­де всего, рассмотрением жизни своей и все­го, что в ней было неисправного.

Конечно, всякий говорит о себе, что он грешен, и не только говорит, а нередко и чувствует себя таковым; но эта греховность наша представля­ется нам в виде смутном и неопределенном. Этого мало. Истинное покаяние и должная исповедь требуют определенно разъяснить се­бе, что именно в нас нечисто и грешно и в какой мере,— узнать свои грехи ясно и раздельно, как бы численно.

Для этого вот что советуют сделать: по­ставь, с одной стороны, закон Божий, а с другой — собственную жизнь и смотри, в чем они сходны и в чем не сходны. Бери или свои дела и подводи их под закон Божий, чтобы видеть, законны ли они; или бери закон и смотри, исполняется ли он как следует в жизни твоей. Например: ты был оскорблен — и отмстил; так ли велит закон христианский?

Видишь погрешности других и осуждаешь; так ли это по заповедям Господним? Сделаешь что доб­рое — и высишься или трубишь пред собою; позволительно ли так делать христианину? Или: закон велит в церковь ходить неленостно и в церкви стоять благоговейно — во внимании и молитве; исполняется ли тобою это? Закон велит не похотствовать, не гневаться, не зави­довать, не присвоять чужого и проч.; исполне­но ли все это?

Чтобы ничего не упустить в этом важном деле самоиспытания, хорошо держаться в нем какого-либо порядка. Например: вообрази себе как можно яснее все обязанности свои — в отношении к Богу, ближним и самому себе; и потом как можно точнее и подробнее про­смотри свою жизнь — по всем этим отношени­ям. Или: перебирай заповеди Десятословия одну за другою, со всеми частными предписа­ниями, содержащимися в них, и смотри, испол­нил ли ты все требуемое ими?

Читай также или припоминай Нагорную беседу Спасителя, где Он изъясняет закон, восполняя его духом христианским, или — послания апостольские, где излагаются обязательные для христиан де­ла и расположения, например: Римлянам — с 12-й главы, Ефесянам — с 4-й, Иакова, Иоан­на Богослова и прочих. Смотрись во все это, как в зеркало, и увидишь, где в тебе есть какое пятно и какое безобразие.

Вследствие такого пересмотра жизни от­кроется — в числе наших дел, слов, чувствова­ний, помышлений, желаний — множество или прямо противоположных закону, или полуза­конных, то есть таких, в коих нечисты намере­ния, хоть они внешно сообразны с законом; или опущенных, коим следовало бы быть, но мы не хотели их выполнить; соберется всего этого многое множество, и — может быть — вся жизнь окажется составленною из одних дел недобрых, как непрерывная цепь, или не­прерывный ряд, изделий безобразных и отвра­тительных. Внешнее в покаянии сделано. Но на этом не должно останавливаться.

Надобно идти далее по пути познания своей греховности — вхо­дить глубже в греховное сердце. Под делами и словами, под частными мыслями, желаниями и чувствованиями лежат постоянные располо­жения сердца, служащие для них источником. Совокупность этих расположений составляет «личность» человека и определяет его характер. Их-то потому особенно и надобно определить; труда здесь не очень много: добросовестность наша пред собою не позволит нам скрыть, чем облачается наше сердце и какие обитают в нем властители; а то и осязательно можно указать о том свидетеля, и именно: какие недобрые дела часто нами повторяются и вырываются с такою силою, что мы совладеть с собою не можем?..

Это значит, что они имеют корень в сердце; там, должно быть, скрывается посто­янный их производитель, то есть соответствен­ная им склонность, или страсть. Какая в осо­бенности страсть господствует во мне, препят­ствуя моему покаянию и удерживая в оковах греха? Это можно узнать по следующим при­знакам: все, с чем труднее всего нам расстать­ся, чем наиболее привыкло утешаться наше сердце, о чем наиболее всего мечтаем мы и наяву, и во сне, что особенно стараемся мы скрыть не только от других, но и от самих себя, в чем тяжелее всего признаться пред от­цом духовным, чего особенно не хочется объя­вить на исповеди,— все это очевидно господ­ствует над нами и держит нас в плену; во всем этом скрывается внутренний змий, который отравляет нас своим ядом.


Святитель Феофан Затворник     Рукописи из кельи   Часть 1       Содержание   Мысли о разных предметах веры .. 1 Самоиспытание и познание греховности . 1 К смущаемым нечистыми помыслами . 2 Возрасты греха . 3 Воспоминание о страшном Суде (Созерцание)


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке