Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Святого отца нашего Иоанна Постника послание к деве, преданной Богу

О покаянии, воздержании и девстве

1. Если блаженный Апостол Павел, учитель языков и Церкви, забывавший заднее и простиравшийся вперед, имевший тленное тело, но состязавшийся с бестелесными силами, кончивший поприще и сохранивший веру, прославившийся в постах, превознесшийся в бедствиях, в гладе и жажде благоугодивший, послуживший Христу от Иерусалима вокруг до Иллирика, имевший в себе глаголющим Христа, земный Ангел небесный человек, призванный Апостол и жилище Святого Духа, возносившийся до третьего неба, и слышавший оные неизреченные глаголы, обитавший в раю еще с тленным телом, безпримерный ревностью, богатый любовью, попечитель Божиих Церквей, вития благочестия, руководитель немощных, невестоводитель верующих, обличесние Иудеев, мрежа всех нас, учитель по умерщвлении, и по смерти проповедник, показавший нам образ восхождения на небеса; если сей, столь отличный муж, сей, говоривший о себе: Я ничего за собой не знаю (1Кор. 4,4)

, страшился и говорил: Да како иным проповедуя, сам неключим буду (9,27): то что должны делать мы, которые не сделали совершенно никакого успеха в добродетели? - И так должно непрестанно бдеть, молиться и просить у Бога не золота, не серебра, ни вообще богатства земного, но токмо царства небесного, и радоваться о Господе. Пусть иные радуются о богатстве, другие о здравии, иные о образовании и славе: дева должна радоваться о Господе, дабы могла получить и похвалу от Него, взывая к Богу: От Тебе похвала моя (Псал. 21,26).

Нет ничего гнуснее и безобразнее души, рабствующей страстям: посему должно пещись о красоте душевной и говорить: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу (Псал. 29,8), дабы и Жених, узрев внутреннее благообразие твое, сказал: Вся добра еси ближняя Моя, и порока несть в тебе (Песн. 4,7).

Впрочем, смотри, хотя и преуспеешь в добродетели, не превозносись добротою своею, чтобы за тщеславие твое не отвратился от тебя Бог, и чтобы не была обличена твоя гордость. Что ты можешь понести достойного того, что понес для тебя Христос? Он уничижил Себя как человек, искупил тебя честною своею кровью; дающий пищу всякой плоти, для тебя постился; сотворивший сладость меда, для тебя вкусил желчь; увенчавший небо звездами, увенчался для тебя тернием, и послушлив был даже до смерти.

Посему мы не веселиться должны, но сетовать, последовать совету говорящего: Яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся (Псал. 4,5), и, размышляя ночью о том, что делали днем, воздыхать. Так Ахаав умилившись раздрал одежду свою, постился, препоясался вретищем и плакал (3Цар. 21,27): и что же Господь? Не наведу, говорит, зла во днех его (29).

И Спаситель говорит: Блаженны плачущие (Матф. 5,4), не о умершем, не о потере какой-нибудь, но о грехе, как говорит Давид: Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Псал. 6,7), и еще: исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохранил закона Твоего (Псал. 118,136). Омывай слезами нечистоту грехов твоих, ударяй в чело твое, бей в грудь твою, сокрушайся о своих согрешениях.

Если уловлена будешь когда-нибудь глазами, как некогда Давид, худо отворивший окна; если глаза твои возмутят душу твою: закрой с воздыханием око свое, худо смотревшее; ибо навык греховный ведет падшаго к худшему. Если имеешь чистую одежду, не везде ходи в ней, чтоб она как-нибудь не замаралась. Если вознерадишь о первом, втором и третьем пятне; то имея уже одежду твою нечистою, не будешь чуждаться ее, если она и вся будет в грязи.

3. И так что же? - Нужны молитвы, что-бы как-нибудь не преткнуть ноги своей о камень; чтобы Ангел Божий, ополчась окрест нас, избавлял нас, и таким образом ты могла сказать: Ангел, иже мя избавляет от всех зол (Быт. 49,16), дабы и тебя воззвал Ангел, воззвавший Авраама: ибо Ангелы любят любящих Владыку их. - Приимите псалом, говорит Давид, и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми (Псал. 80,3).

Дает одно, но трех просит, потому, что из трех частей мы составлены, как говорит Павел: И совершен ваш дух и душа и тело непорочно да сохранится (1Сол. 5,23). Псалтирь есть дух, душа есть гусли, а тимпан, чтобы был тимпаном, должен быть сделан из кожи мертвой. И так умертви тело, чтобы в тимпане и лике славить Бога. Христос предал тело свое за тебя на поругание: смотри, не говори: Кая польза в крови моей (Псал. 29,16)?

Ибо что можем мы сделать достойное толико за нас потерпевшего? И так будь древом плодоносным, чтобы прославить Бога, плодотвори по силе твоей. Если не можешь принести совершенного, сторичного плода; то по крайней мере принеси половинчатый - шестьдесят; если же и сие для тебя тяжко; то по крайней мере третичный - тридцать, только плодоноси, сколько можешь, да не будешь брошена в огнь, как безплодная.

Если не имеешь золота и серебра благих дел: то по крайней мере не имей также и сгораемого - дерева, сена и соломы. Смотри не поставляй себе столпа, неугодного Господу. Ибо и Иаков поставил столп над гробом Рахили, - но Господь не возненавидел его. Берегись, чтобы умствование твое не было идолом, и в день суда не сделалось твоим обличителем, - чтобы тогда не обличаться тебе без свидетелей и не признаваться без доказательств, сознаваясь в том, что по нерадению делала и говорила.

Плачь заблаговременно, чтобы не услышать там: "теперь ты раскаиваешься, когда уже не время раскаиваться".


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке