Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



НИ-КА | Слово пятое. Советы ума своей душе.

БИБЛИОТЕКА ОТЦОВ:

Симеон Новый Богослов «Божественные гимны» «Слова. Часть 1» «Слова. Часть 2» Никита Стифат «Жизнь и подвижничество Симеона Нового Богослова» Григорий Синаит Творения Феофан Затворник «Что есть ДУХОВНАЯ жизнь и как на нее настроиться» «Путь ко спасению.

Краткий очерк аскетики» «Начертание христианского нравоучения. Часть 1» «Начертание христианского нравоучения. Часть 2» «Письма о духовной жизни» «Псалом сто восемнадцатый, истолкованный святителем Феофаном» «Толкование на послание ап. Павла к эфесянам» (начало) «Толкование на послание ап. Павла к эфесянам» (окончание) «Толкование на послание ап. Павла к филиппийцам» «Толкование на послание ап.

Павла к колоссянам» «Толкование на послание ап. Павла к Титу» «Созерцание и размышление» «Два слова о святом таинстве крещения» «Внутренняя жизнь» «Примеры записывания добрых мыслей» «Три слова о несении креста» «Душа и ангел – не тело, а дух» «Небесный Покров над нами» «Что потребно покаявшемуся...» Никодим Святогорец «О хранении чувств» «Невидимая брань» «Книга о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» Поучения авва Дорофей «Душеполезные поучения» Иоанн Лествичник «Лествица» Иоанн Кассиан Римлянин «Десять собеседований отцов, пребывающих в Скитской пустыне.» Марк ПодвижникСлово пятое. Советы ума своей душе. Афанасий Великий «Житие преп.

Антония Великого» «Наставления деве» Максим Грек Нравоучительные сочинения Иоанн Кронштадтский «МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ или Минуты духовного трезвения и ...» Николай Сербский «Молитвы на озере» Тихон Задонский «Плоть и дух» Слова Увещания и наставления Иннокентий Херсонский «О последней судьбе человека в мире» «Беседы на св. четыредесятницу о смерти» «О религии откровенной» «О грехе и его последствиях» «О путях Промысла Божия в жизни человеческой» «Воскресение Лазаря» Ерм.

"Пастырь" Иоанн Сан-Францисский «Записи голоса чистого» Преп. Марк Подвижник.
Слово пятое. Советы ума своей душе.

Услышь, разумная душа, сообщница моих совещаний, хочу сказать тебе тайную и общую вещь, которую я не знал, не быв очищен от страстей, и постигнул тогда только, когда несколько успокоился от них благодатью Божиею.

Ясно узнал я, о душа моя, что я и ты, обладаемые противоестественными действиями, неведением вовлекаемся в заблуждение и потому обви¬няем в своих грехах других, утверждая, что зло находится вне нас; иногда обвиняем Адама, иногда — сатану, а иногда — других людей, и, думая, что сим ведем борьбу с другими, боремся сами с собою; и, полагая, что защищаем друг друга, я и ты, во¬юем друг против друга; и, думая, что себе благодетельствуем, подобно безумному, сами себе досаждаем; по справедливости подвергаемся мы бесполезным трудам и поношениям, ибо думаем, что любим заповеди, а причины к исполнении самообольщению ненавидим.

Итак, я достоверно узнал, что ни какая власть не понуждает нас несправедливо ни к добру, ни ко злу; но что со времени Крещения началах действий, кому мы по нашей собственной воле поработаем, Богу или диаволу, тот по справедливости потом и поощряет нас ко всему, что составляет его область. А начала действий суть два приражения помыслов, не примечаемые умом: похвала человеческая и угождение телу, которые, когда невольно приражаются к нам, прежде согласия с ними воли нашей не составляют ни порока, пи добродетели, но служат лишь обличением склонности нашей воли, куда мы преклоняемся.

Господь желает, чтобы мы терпели поношения и удручали себя, диавол же хочет противного, и потому когда мы радуемся о вышесказанных приражениях, то очевидно, что мы, преслушав Господа, склоняемся к сластолюбивому духу, когда же скорбим о упомянутых приражениях, то очевидно, что мы преклоняемся к Богу, возлюбив тесный путь. Посему-то этим двум приражениям и попущено приражаться к людям, чтобы те, которые любят заповедь Божию и услаждаются ею, преклонили свою волю пред Христом, и Он, найдя в них вход, направил ум их к истине.

Так же разумей и о противном: те, которые, напротив, любят человеческую славу и угождение телу, дают вход диаволу, и он, найдя себе свой вход, предлагает нам свои злые внушения и, по мере того как мы услаждаемся мыслями о них не перестает делать к ним прибавления, пока не возненавидим от сердца двух вышесказанных приражений. Но мы так их любим, что не только ради их предаем добродетель, но и самые эти приражения при случае переменяем одно на другое: иногда удручаем тело ради тщеславия, иногда переносим бесчестия ради сластолюбия.

Когда же беззаботно согласимся с ними, то начинаем искать и вещества, их возвращающего. Вещество же тщеславия и телесного наслаждения есть сребролюбие, которое, по Божественному Писанию, есть «и корень всем злым» (1Тим.6,10). Но ты скажешь мне, о возлюбленная душа, что мы не собираем золота и не имеем достояний. И тебе скажу на это, что ни золото, ни имения сами по себе не приносят вреда вредно, как мы сказали, пристрастное их злоупотребление.

Ибо были богатые люди, которые, не имея пристрастия к богатству, угодили Богу, как святой Авраам, праведный Иов и Давид; a некоторые из нас и без богатства чрез маловажные вещи воспитали в себе страсть любостяжания. Таким образом, мы хуже тех, которые приобрели большое богатство, потому что, оставив всем назначенное злострадание, предаемся страстям с некоторою хитростью, как бы желая утаиться от Бога, ибо, убегая сребролюбия, не бежим от сластолюбия; не скопляя золота, собираем маловажные вещи; не принимаем начальства и власти, а славу и похвалу, с ними соединенную, всячески уловляем; оставили приобретения, а наслаждения ими не оставляем: если же и вздумаем оставлять (наслаждения ими)

, то не во избежание лихоимства, но как бы гнушаясь созданий Божиих, помышляя в себе: «не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи» (Кол.2:21).

Когда же услышишь, о возлюбленная душа, о преступлении Адама и Евы, то веруй, что в начале это случилось собственно ними, ныне же найдешь, что то же самое мысленно бывает со мною и с тобою. «Сия же вся», по слову апостола, «образы пилучахуся онем: писана же быша в научение наше а нихже концы век достигоша» (1Кор.10.11).

Ибо, возродившись Креще¬нием и будучи водворены в раю Церкви, мы преступили заповедь Возродившего нас. Господь повелел нам любить всех единоверных, и от всех, чрез терпение, вкушать приносимый ими нам плод, по сказанному в Писании: «от всякаго древа, еже в рай, снедию снеси» (Быт. 2:16); а мы, последовав внушению змия, одних возлюбили, как добрых, других же возненавидели, как злых, что и означает древо познания добра и зла, вкусивши от которого, мы умираем мысленно, не потому, чтобы Бог сотворил смерть, но человек ее навлек на себя, возненавидев ближнего; ибо Писание свидетельствует, что «Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых» (Прем.1,13)

, Он не подвержен страсти гнева, не вымышляет способа к отмщению, не изменяется сообразно достоинству каждого, но «вся премудростию сотворил» (Пс.103,24). Предопределив судить все по закону духовному. Посему Он не сказал Адаму: «Вонь же день снесте я умерщвлю вас», по, предостерегая их, предвозвещает им закон правды, сказав: «в оньже аще день снесте... смертию умрете» (Быт. 2: 17).


НИ-КА | Слово пятое. Советы ума своей душе.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке