Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Преподобный Ефрем Сирин
Слово на еретиков, в котором, бисером и другими столько же ясными указаниями, доказывается необходимость верования, что Святая Богородица для спасения мира зачала и родила Господа и Бога нашего не по естественным законам

Люблю Евангелие Твое, Владыка; потому что питает меня, когда я гладен. Жажду слова Твоего; потому что служит для меня источником в жажде. Кого хочу, созываю к снедям Твоим; и большая часть найденного мною остается в избытке. Вкушаю со многими, хотя я один. Пию со множеством, хотя мне одному источаешь благодать Свою.

Итак, чем возблагодарю Тебя, как не тем, что самого себя приведу с Тобою в согласие: желаю сего, и не могу; потому что отец мой Адам требует долга природы. Употребляю усилия, и встречаю препятствие; потому что не нахожу конца моему исканию. Другим объясняю, что сообразно с естеством; а в себе самом затрудняю волю страстями. Вижу, в чем погрешаю, и знаю; при обличении других, обвиняю себя самого.

И что ж? молчать ли мне, чтоб не быть осужденным? Но как докажу стремление свое к Тебе? Буду говорить, и не перестану. Желаю сам быть осужденным, только бы послужить мне к славе Твоей. Желаю умереть, чтоб Ты славился. Знаю, что менее буду осужден, не делая обличений согрешающим; но не перестаю обличать, чтоб доказать, что ты безгрешен. Пусть узнают Еллины силу любви; пусть узнают Иудеи расположение дружбы; потому что готов принять смерть за Тебя, хотя и не угрожают ни огнем, ни мечем, ни иными орудиями.

Может быть, намерение сие уверит их, что ради Тебя я готов потерпеть и самую смерть.

Может быть, говорю, и не делаю. Ибо боюсь, что если оставишь меня, препобедит меня природа. Уверь меня, что ты поможешь мне трудящемуся, и убежду Еллинов, что перенесу наказание. Удостоверь меня, что ты помилуешь меня страждущего, и впишусь в число борцов, стану с дружинами Еллинов; потому что труба призывает уже желающих из Еллинов, возвещает нашествие из Еллады на Персов, угрожает нам наказанием с запада.

Боюсь, потому что ненавидишь Ты согрешающих; но ободряюсь, потому что за них Ты умер. Страшусь, потому что гнушаешься ты людьми, преданными страстям и плотскими; но имею утешение, потому что известна Тебе немощь природы. Как Творец, знаешь, что сотворил. Как Судия, знаешь, что промыслил. Ты дал мне природу неоскверненную; но отец мой Адам, покрыв ее великою нечистотой, сделал немощною.

К нечистоте присоединил услаждение суетою, и теперь невольно несу наказание. В самую природу мою внесено тление, и вот бедствую, обуреваемый в море. Помилуй меня, как Творец, будь сострадателен к моей немощи, как вочеловечившийся ради меня; не отринь по причине моих страстей, но рассей их, воззрев на стремление моего произволения. Не гнушайся по причине нечистоты, но воззри на рачительность дел.

Если отвращаешься от меня по причине гнусных моих помыслов, то обрати взор на мой плач и на осуждение мною сластолюбия. Есть у меня произволение, но не знаю, есть ли и силы. Даю, что есть у меня. Если хочешь дать и то, чего не достает, воззри на мое расположение. Нищ я, окраденный змием, немощен я, связанный тлением; не имею сил, подавленный грехом.

Утратил я дар Твой, и потому не имею совершенного благоразумия. Утратил я общение с Тобою; потому не знаю, куда иду. Ничего нет у меня. Если имею что, Ты, родившись, дал мне. Крайне нищ я; если же обогащусь, все это будет Твое дарование. И теперь оно Твое, и прежде было Твоим. Прошу только благодати. Исповедаю, что чрез Тебя спасусь, если только спасусь.

Знаю одного богача в Писании: но, будучи мудр и ведая Тебя, именовал он себя нищим. Если богатый приписывал себе убожество, взирая на Твою державу; что скажу или что помышляю о себе я? Знаете вы человека сего. Евангелие пересказало вам притчу, как Господь изрек о нем. Всякий труд святых бывает для человека. Господь говорит: был человек богатый, и узнав о сокровище на селе, продал все и купил село (Мф.13:44).

Другой то же делает для многоценного бисера (46). И нам должно узнать, что особенного в том и другом, а также объяснить значение каждого. Оба они значат одно и то же. Но значение бисера требует краткого слова к объяснению. Почему и разберем сперва сие значение.

Драгоценный бисер, находимый в море, стоит великой цены, по самой трудности находить его. Не снедь доставляет он, но похвалу, не наслаждение питием, но добрую славу. Великое число денег обременительно; а он облегчает тяжесть. Он мал, но многомощен; удобен для ношения; не трудно уложить его на место. Легко его спрятать, но трудно найти. Таково и небесное царство; таково Божие слово, в кратком объеме премудро заключающее великую силу таин.

Не в снедь предлагается, потому что оно не временное; не нищим назначено в употребление, но постигается обогащенными ведением. Из скудных добродетелию никто не может иметь его; бывает же оно достоянием совершенных.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке