Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Преподобный Ефрем Сирин
Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа

Нива веселит нас жатвою, виноградник плодами для вкушения; а Писание - животворным учением. Но в одно время года бывает на ниве жатва, и в одно время года в винограднике собирается виноград; Писание же, всегда читаемое, всегда источает животворное учение. Нива по окончании жатвы, не то уже, чем была прежде; виноградник, по обрании винограда, теряет свою цену: в Писании же ежедневно собирай жатву, и класы в нем для толкователей не оскудевают; ежедневно собирай виноград, и грозды обретаемого в нем упования не истощаются.

Итак приблизимся к этой ниве, насладимся и произрастающим на сих животворных браздах; пожнем на ней класы жизни, словеса Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего ученикам Своим: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына человеческаго грядуща во славе Своей. И по днех шестих поят Симона Петра и Иакова и Иоанна брата его на гору весьма высокую: и преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет (Мф. 16:28. 17:1.2).

О тех самых сказал, что не вкусят смерти, пока не увидят образа пришествия Его, которых взяв возвел на гору, и которым показал, каким образом придет в последний день во славе Своего Божества и в теле Своего человечества. Возвел же их на гору, чтобы показать им, кто Сын, и Чей Сын. Ибо когда спросил их: кого Мя глаголют человецы быти, Сына человеческаго?

они отвечали ему: инии Илию, друзии же Иеремию, или единаго от пророк (Мф.16:13.14). Посему возводит их на гору и показывает им, что Он не Илия, но Бог Илиин, и также не Иеремия, но освятивший Иеремию в чреве матернем; и не один из Пророков, но Господь Пророков, пославший их. Показывает им, что Он Творец неба и земли, что Он Господь живых и мертвых; потому что повелел небу, и низвел Илию, дал мановение земле, и воскресил Моисея.

Возвел их на гору, чтоб показать им, что Он - Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца, и напоследок дней воплотившийся от Девы, родившийся, Ему только ведомым образом, безсеменно и неизреченно, сохранивший девство не растленным. Ибо там, где хочет сего Бог, побеждается чин естества. В самую утробу Девы вселился Бог-Слово, и огнь Божества Его не попалил членов девического тела, но сохранял их в продолжении девятимесячного времени.

Вселился в самую утробу Девы, не возгнушавшись гнилостью естества. И из нее произошел воплощенный Бог, чтобы спасти нас.

Возвел их на гору, чтоб показать им славу Божества, и дать им знать, что Он - Искупитель Израиля, как объявил чрез Пророков, и чтоб не соблазнились о Нем, видя вольное Его страдание, какое имел Он претерпеть за нас по человечеству. Ибо знали Его, как человека, и не разумели, что Он Бог. Знали Его, как сына Мариина, как человека, жившего с ними в мире.

И на горе дал им разуметь, что Он - Сын Божий и Бог. Видели, что Он вкушал и пил, утомлялся и отдыхал, дремал и засыпал, приходил в страх и проливал пот; все же это приличествовало не Божественному естеству Его, а только человечеству. И потому возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Его Сыном, и показал им, что действительно Он - Сын Божий и Бог.

Возвел их на гору и показал им царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтоб, когда будет взят и распят Иудеями, знали они, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему добровольно во спасение миру.

Возвел их на гору и показал им славу Божества Своего прежде воскресения, чтобы, когда восстанет из мертвых в сей славе Божественного естества Своего, узнали они, что не за труд Свой приял Он славу сию, как нуждавшийся в славе; но что прежде веков принадлежала Ему слава со Отцем и у Отца, как сказал Он, исходя на вольное страдание: Отче, прослави Мя славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Ин.17:5).

И так сию славу Божества Своего, невидимую и сокровенную в человечестве, показал Апостолам на горе. Ибо видели лице Его блистающим подобно молнии, и одежды Его белыми как свет. Два солнца увидели ученики: одно на небе обыкновенное, а другое необыкновенное; - одно видимое ими и озаряющее мир на тверди, другое им одним являющее лице свое. Одежды же Свои показал белыми, как свет, потому что из всего тела Его истекала слава Божества Его, и во всех членах Его сиял свет Его.

Не как у Моисея, не одна внешность плоти Его просияла благолепием, но из Него изливалась слава Божества Его, из Него восходил свет Его и в Нем сосредоточивался, не переходил от Него на что-либо другое, оставляя Его, не со стороны приходил к Нему, чтоб украсить Его, и не был для Него заимствованным. Но не всю пучину славы Своей показал им, а в какой мере могли вместить зеницы очей их.

И явистася им Моисей и Илиа, с Ним глаголюща (Мф.17:3). Беседа их с Ним была следующая: свидетельствовали Ему благодарение, что пришествием Его исполнились слова их и всех Пророков. Воздавали ему поклонение за спасение, какое соделал миру, то есть, человеческому роду, и за то, что исполнил самым делом тайну, которую описывали они.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке