Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Преподобный Ефрем Сирин
Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа

По славянскому переводу Ч. I. Слово 103.

Не будем, возлюбленные, ничего предпочитать нелицемерной любви; потому что многократно падаем всякий день и час. И посему приобретем любовь; ибо она покрывает множество грехов. Что пользы, братия, если имеем все, но не имеем спасающей нас любви? Что пользы, если кто учредит великий обед, позовет царя и князей, все приготовит к угощению без всякого недостатка, но не будет у него соли? Невозможно и вкусить такого обеда.

Не только траты звавшего будут напрасны и труды погибнут, но и его самого осмеют позванные. Так и здесь, братия мои, что пользы трудиться нам на ветер, если нет в нас любви? Без любви всякое дело нечисто. Если хранить кто девство, если постится или пребывает во бдении, если молится или дает у себя приют бедным, если в дар Богу приносит или начатки или и все плоды, если строит церкви или иное что большее делает: все сие без любви ни во что не вменится пред Богом; потому что неблагоугодно сие Богу.

Итак ничего не предпринимай делать без любви. Если же скажешь: хотя и ненавижу брата своего, однако ж люблю Христа, то окажешься лжецом. Обличает тебя Иоанн Богослов, говоря: не любяй брата своего, егоже виде, Бога Егоже не виде, како может любити (1Ин.4:20)? Посему явно, что если кто имеет ненависть к брату своему и думает о себе, что любит он Бога, то он лжец и сам себя прельщает.

Ибо еще говорит Иоанн: сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего (21). И Господь также говорит: в сию обою заповедь весь закон и пророцы висят (Мф.22:40). Какое великое и необычайное чудо! Кто имеет любовь, тот исполняет весь закон; ибо исполнение закона любы есть (Рим.13:10). О, несравненная сила любви! О, безмерная сила любви!

Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она - божественная любовь - есть возглавление добродетелей; любовь - причина всех благ; любовь - соль добродетелей; любовь - конец закона. Она вселялась в сердце Авелевом; она была содейственницею Патриархов; она охраняла Моисея; она обитала во Пророках; она соделала Давида жилищем Святаго Духа; она укрепляла Иова. И почему не сказать важнейшего?

- Она низвела к нам с небес Сына Божия. Любовию явлены нам все блага: разрушена смерть, пленен ад, воззван Адам; любовию составлена из Ангелов и человеков единая паства; любовию отверст рай, обещано нам небесное царство. Она умудряла рыбарей; она укрепляла мучеников; она пустыни преобразовала в общежития; она горы и вертепы наполнила псалмопениями; она мужей и жен научила идти узким и тесным путем.

Но долго ли не положу конца слову о любви? Кто в состоянии пересказать все заслуги любви? Даже и Ангелы не перескажут их, как должно. О, блаженная любовь, подательница всех благ! Блаженны и преблаженны те, которые приобрели истинную и нелицемерную любовь, как сказал Владыка, что больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин.15:13).

Сию-то божественную любовь имея, Апостол Павел говорит: любовь не делает ближнему зла, не воздает злом за зло, злословием за злословие (Рим.12:14). Кто приобрел сию любовь, тот ни пред кем не гордится, никому не завидует, не гневается, не ропщет, никогда не имеет ненависти к брату. Кто имеет сию любовь, тот любит не только любящих, но и оскорбляющих его.

Имея сию божественную любовь первомученик Стефан молил Бога за побивающих его камнями, говоря: Господи, не постави им греха сего (Деян.7:60). Блажен человек, который всем пренебрег и приобрел любовь. Мзда его возрастает с каждым днем; ему уготован венец, все Ангелы ублажают его; Владыка никогда не отлучается от него; потому что Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем (1Ин.4:16).

Сие сказано о любви; мы же возвратимся опять к предположенному и будем говорить о покаянии и о будущем суде.

О сем, возлюбленные, будем помышлять день и нощь, имея пред очами последний час; и не забывайте о неугашаемом никогда огне. Да будет неотступно в устах ваших псалом; призываемое нами имя Божие прогоняет бесов. Где псалом, там и Бог; а где диавольские песни, там гнев Божий и горе. Где священные книги и чтения, там веселие праведных и спасение душ; а где гусли и ликования, там омрачение мужей и жен и праздник диавольский.

Что же пользы, братия, здесь час какой-нибудь ликовать и праздновать, а там веки мучиться? Размыслим, что в тот час ни малой не принесут нам пользы все концы земли. Утвердимся в той мысли, что там никто не возможет помочь другому, но каждый нося собственное свое бремя, будем стоять в ожидании приговора, какой выйдет ему. Сие содержа в уме, возлюбленные, целомудренно, праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, как научил Апостол (Тит.2:12).


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке