Православие и современность. Электронная библиотека-Протоиерей Павел Левашов-ЗАЧЕМ ТАК МНОГО У НАС ОБРЯДОВ-© Православный

Православие и современность. Электронная библиотека

Протоиерей Павел Левашов

ЗАЧЕМ ТАК МНОГО У НАС ОБРЯДОВ

© Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Москва 1997

© Графический дизайн обложки YO-Programme, 1997

Содержание

Предисловие

Зачем так много у нас обрядов?

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

Вместо заключения

Предисловие

Предлагаемая нами в четвертом издании книжка "Зачем так много у нас обрядов?" явилась в первый раз в мрачные октябрьские дни 1905 года и была составлена нами в ту пору как вынужденный ответ тем не в меру расходившимся освободителям, которые свои требования К свободе! по отношению к православной русской церкви стали простирать далее надлежащего. Раздавались голоса К свободе! не только в смысле освобождения православной церкви от бюрократического светского давления, но и в смысле устранения из нашей церковно-богослужебной стороны всего, что будто бы противоречит христианскому "духу и свободе", то есть раздались требования о наивозможно большем сокращении наших богослужебных обрядов. Послышались голоса даже на епархиальных съездах духовенства (например, в Рижской епархии в 1905 году), требовавшие полного изъятия из богослужебной практики некоторых обрядовых действий, будто бы несогласных с духом христианства и чуть ли не оскорбляющих нравственное чувство совершителей. Заговорили во многих епархиях о сокращении вообще всякого нашего богослужения, стали требовать изъятия стихир в утреннем и вечернем богослужении, крайнего сокращения ектений, и наряду с этим высказывались пожелания об отмене особой духовной одежды, длинных волос, запрещения посещения театральных зрелищ, раздались сетования о том, что епископы у нас неженатые, а о. о. иереи и диаконы лишены права жениться второй и третий раз, и т. д. Как видит читатель, все эти сетования, пожелания, требования клонились к одному - к обмирщению Церкви, к низведению Ее чуть не до состояния обычных человеческих учреждений. Видимо, все эти церковные освободители были ох как далеки от желания утвердить Церковь нашу на камени заповедей Божественного Слова. И не к борьбе и победе над страстями и миром, который преходит (1 Иоан. 11, 15-17), увлекли нас эти лукавые защитники чистоты и духовности христианской церкви, а к порабощению чад Божиих и лишению их благодати Св. Духа.