Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Преподобный Ефрем Сирин
Слово о прекрасном Иосифе

По сл. пер. Ч. I, стр. 105.

Боже Авраамов, Боже Исааков, Боже Иаковлев, Бог благословенный, избравший святое семя возлюбивших Тебя служителей Твоих, как благий, даруй, чтоб потомки благодати с великим обилием излиялись на меня, и чтоб мог я изобразить светлое и величественное зрелище - прекрасного Иосифа, который всегда был честною опорою самой глубокой старости патриарха Иакова!

Ибо этот, этот самый отрок Иосиф с юного возраста изображал собою два пришествия Христова, первое, бывшее от Девы Марии, и второе, которым все приведено будет в трепет. Посему, возлюбленные Христовы любимцы, станем теперь твердо, радуясь душою, чтоб без рассеяния слышать и созерцать таковые дела благолепнейшего отрока. А я, братия мои, называю его не только благолепнейшим, но и чудным юношею, источником целомудрия, совершенным победителем, дивным низложителем врагов.

Почему и стал он особенно образом будущего Господня пришествия. Поэтому всякий из вас да освободит душу свою от всякого попечения о земном, и с любовью да примет воспеваемые песнопения; потому что они духовны и веселят душу.

Как Господь от Отчего недра послан к нам спасти всех нас; так и отрок Иосиф с отеческого Иаковлева лона послан был к братиям своим. И как жестокие Иосифовы братья, когда увидели приближающегося Иосифа, начали замышлять против него лукавство, хотя нес он им мир от отца; так и жестокосердые всегда Иудеи, увидев Спасителя, говорили: действительно Сей есть Наследник, убием Его, и наше будет все (Мк.12:7).

Иосифовы братья говорили: "предадим его смерти, и избавимся от сновидений его": таким же точно образом говорили и Иудеи: приидите, убием Его, и удержим достояние Его (Мф.21:38). Иосифовы братья, вкушая вместе пищу, предали брата, заклав его в своем произволении: таким же точно образом и мерзкие Иудеи, вкушая пасху, заклали Спасителя. Пришествие Иосифа в Египет означает сошествие Спасителя нашего на землю.

И как Иосиф в чертоге попрал всю силу греха, приобретая себе светлый венец за победу над госпожою своею Египтянкою: так и Господь наш, Спаситель душ наших, сошедши во ад, десницею Своею рассыпал там все могущество самого несносного и неодолимого мучителя. Иосиф, когда победил грех, заключается в темницу до времени принятия им венца: так, и Господь наш, чтобы взять на Себя весь грех мира, полагается во гроб.

Иосиф же в темнице провел двухлетнее время, живя там в великой безопасности; и Господь наш три дня пребывал во аде, как сильный, не потерпев истления. Иосиф милостиво изводится из темницы по приказу Фараонову, и как истинный образ Христов, без труда толкует значение снов и предвещает будущие обилие; Господь же наш Иисус Христос возбужден из мертвых собственною Своею силою, расхитил ад, в дар Отцу Своему приносит наше избавление, проповедует воскресение и вечную жизнь.

Иосиф восседал на Фараоновой колеснице, приняв власть над всем Египтом; и Господь наш, Царь прежде веков, на светозарном облаке восшедши на небеса, со славою восседает одесную Отца, превыше Херувимов, как единородный Сын. Когда Иосиф царствовал во Египте, приняв власть над врагами своими, добровольно приводятся братья его к престолу обреченного ими смерти, приводятся, чтоб со страхом и трепетом поклониться тому, кого продали они на смерть, и в страхе покланяются Иосифу, которого не хотели иметь царем над собою; Иосиф, узнав братьев своих, одним словом своим показал убийц; они же, узнав его, стояли изумленные в великом стыде, не осмеливаясь говорить, и вовсе не имея ничего в свое оправдание, вполне сознав грех свой, совершенный в то время, как продали его; тот, когда представляли они сотлевшим во аде, внезапно оказался царствующим над ними.

Так и в тот страшный день, когда Господь придет на облаках воздушных, сядет Он на престоле царства Своего, и связанные страшными Ангелами приведутся к престолу Его все враги Его, которые не хотели, чтоб Он царствовал над ними. Ибо беззаконные Иудеи рассуждали тогда, что, если будет распят, то умрет как человек; не верили они несчастные, что он Бог, пришедший для спасения - спасти души наши.

Как Иосиф свободно сказал братьям своим, приведя их в страх и трепет: "Я Иосиф, которого вы отдали в рабство, теперь царствую над вами, не желавшими того". Так и Господь в светозарном виде покажет крест распявшим Его, и узнают они крест и Сына Божия, распятого ими. Видите ли, как совершенно Иосиф был истинным образом Сына Божия - Владыки своего?

Поелику добродетель в Иосифе процвела с юного возраста, по доброй его воле; то, положив уже начало слову, продолжим повествование, изобразив добродетели отрока.

Сей блаженный семнадцать лет жизни провел в отеческом доме, с каждым днем преуспевая в страхе Божием, и в прекрасных правилах жизни, и в почитании родителей. Но видя неблагопристойность в братьях своих, из многого об ином вкратце доносил отцу своему, потому что добродетель действительно не может быть в единении с неправдою; это для нее неприлично. Потому-то возненавидели они Иосифа; так как он чужд был их пороков.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке