Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Преподобный Ефрем Сирин
Слово о священстве

Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна - таинство священства! оно духовно, свято, досточестно, неукоризненно; и его-то Христос, снисшедши, даровал недостойным. Припадаю, со слезами и воздыханиями прошу, всмотримся в сие сокровище священства в хранящих оное достойно и свято. Ибо оно - светлый и несравненный щит, непоколебимый столп, несокрушимая стена.

Оно - твердое основание, с земли восходящее до небесного свода. И что говорю, братия? Оно касается превыспренних сводов, невозбранно восходит в самые небеса небес, светло и свободно пролагает стези вместе с бесплотными среди Ангелов. И что говорю: среди горних Сил? Оно бывает собеседником самого Владыки, Творца и Светодавца Ангелов; и когда только хочет, немедленно приемлет дерзновение.

Не перестану, братия, прославлять вам достоинство сего сана, которое сынам Адамовым даровала Троица. Им спасен мир и просвещена тварь; чрез него горы и холмы, дебри и пропасти наполнились чистым и досточестным житием блаженного рода людей, разумею, монахов, как сказал велегласнейший Исаия, что от верха гор дадут человеки песнь в славословие (Ис.42:11,12).

Им отъято с земли беззаконие, им водворяется на земле целомудрие; чрез него приведен в бездействие падший диавол; развратные стали освещенными сосудами, блудники чистыми и нескверными; неразумные соделались вождями правды, беззаконники добрыми и благочестивыми. Чрез него упразднена держава смерти, ад утратил свою силу, клятва Адамова разрешена, небесный чертог уготован.

Им человеческая природа возводится на степень бесплотных. Что еще скажу, или за что восхвалю? И слово и понятие превышает дар сана священства. И как думаю, сие дает разуметь приведенный в изумление Павел, когда говорит: о глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко не испытани судове Его, и не изследовани путие Его (Рим.11:33)! Оно парит в высоту, в скорейшее время вознося прошения наши с земли на небо к Богу, ходатайствует пред Владыкою за рабов.

Будем проницательно внимательны, братия, к сему таинственному и страшному сказанию; потому что без достоуважаемого священства не дается смертным отпущения грехов. Что недавно доказывали мы вам о таинстве священства? - Лоза виноградная, зерно пшеничное и священство согласно устремлены к Единому. Но лоза и пшеница - это рабыни; а священство свободно. Посему, когда все они сведены в совокупность, тогда каждое в благоухание Царю предпочтительно всем сокровищам приносить силу плодов своих.

Лоза приносит кровь, а также и пшеница приносит хлеб. Священство же с полным дерзновением воспаряет с земли на небо до созерцания самого Невидимого, и припадши, молится Владыке о рабах, вознося слезы и воздыхания сослужителей, и с горячностью предлагая их в дар своему Владыке, вместе с молением и покаянием, и испрашивая у благосердого Царя прощения, помилования и милости, чтобы снисшел Дух Утешитель, и освятил Дары, предлагаемые на земле, а как скоро принесены, соделавшиеся страшными тайнами, исполненными бессмертия; потому что предстоящий иерей совершает молитву о всех.

Тогда души приступают и в страшных Тайнах приемлют очищение от скверн. Видите, боголюбцы, что лоза и пшеница не имеют действия на земле, если не снизойдет небесное повеление и не освятит Даров. Видел ты, человек, ясное чудотворение. Видишь, как священный сан удобно очищает душевные скверны. Да благословляется Спаситель, принесший на земле сей пресветлый, очистительный дар, просветивший благодатию иереев, чтоб сияли они, как светила, в мире!

Народ, прежде нас бывший, чрез рог с елеем достигал освящения, а мы, потребные рабы Благословенного, не получили ни рога, ни чувственного елея, но сама высокая и страшная Мышца, снисшедши с неба, чрез возложение рук даровала нам Духа Своего, как огнь, снисшедшего на Апостолов. О, неизреченная сила, благоволившая вселяться в нас чрез возложение рук святых иереев!

О, какой высокий сан имеет странное и чудное священство! Блажен, кто чисто и неукоризненно жительствует в сем достоинстве. Петр, который наречен Кифою и некогда на берегу озера уловлен мрежею, и о котором великий Пастырь засвидетельствовал: на сем камени созижду Церковь Мою (Мф.16:18), чрез священство, как достойный, приял и ключи небес. Подобно и Павел, прежде гонитель, сподобившись сего дара, как на крылиях обтек всю вселенную, проповедуя, возвещая воскресение мертвых.

Итак обратимся к праведному Авелю, который был иереем в начале твари, и у него поучимся. Когда в начале священнодействовал он жертву свою пред Богом, тогда не поял ли жертву его снисшедший с неба огнь? Когда приносил он Богу начатки, тогда, как говорит Писание, призре с неба Святый Бог на жертву Авелеву (Быт.4:4), а на жертву Каинову не благоволил призреть.

Также и Ной, спасшийся в ковчеге, когда преста вода и седе ковчег на верху горы Арарат (Быт.8:1.4), и Ной также стал причастником сего дара и принес Богу жертву в чистую воню благоухания; посему Избавитель и положил с ним завет, не наводить более потопа на землю (21), и дал ему святое благословение расти и множиться (9:10). Видишь чудодействие священства.

Видел ты первого иерея в первой твари, Авеля, как с неба на землю свел огнь своим неукоризненным всеплодием. Видишь и Ноя, честного иерея во второй твари, как Бог положил с ним завет. Но и Авраам сподобился быть причастным того же дара и принести Богу возлюбленного Исаака и священнодействовать, уготовляя во всесожжение собственную свою утробу. Там Бог показывает ему великое чудо - рождение Христово, мгновенное возращение в саде Савек и силу благословения, каким Сам благословил: о семени твоем благословятся вся колена земная (Быт.22:18).


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке