Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Свт.

Григорий Палама
Слово о Честном и Животворящем Кресте

С древних времен Крест Христов был предвозвещен и представлен в виде образов, и если бы не было силы Креста, никто никогда не смог бы примириться с Богом. Потому что после прародительского преступления через древо в раю Божием грех ожил, мы же умерли, и прежде смерти тела подверглись смерти души, которая заключается в удалении души от Бога. Та жизнь, которой мы жили после преступления, была жизнью в грехе и жизнью по плоти; грех же не покоряется закону Божиему, да и не может покориться; так и живущие по плоти не могут угодить Богу.

И поскольку, как и апостол говорит: "плоть желает противного духу, а дух-противного плоти" (Гал. 5, 17) [1], Бог же есть Дух и сама Доброта и Добродетель, и наш дух создан был по образу и подобию Его, но вследствие и по причине греха пришел в негодность, то до тех пор, пока грех не будет упразднен и жизнь по плоти сведена на нет, каким образом мог бы кто обновиться во всем и стать угодным Богу?

Крест Христов именно и есть упразднение греха. Поэтому и некто из наших богоносных отцов, будучи спрошен одним из неверных: неужели он верит в Распятого? - ответил: "Да, в Распявшего грех". Многие же еще и прежде явления Креста Христова, бывшие до Закона и после Закона [2], были засвидетельствованы Самим Богом как друзья Божии, и царь и пророк Давид, как, конечно, и сам тогда бывший в числе друзей Божиих, говорит: "Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже" (Пс. 138,17).

Но как же прежде Креста они провозглашены друзьями Божиими? Я вам объясню это, если вы будете внимательны.

Например, еще прежде пришествия "человека греха, сына погибели" (2 фес. 2, 3) (антихриста), возлюбленный Христу Богослов говорит: "Теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время" (1 Ин. 2, 18). Так и Крест был у праотцев и раньше того времени, как пришел в исполнение. И великий Павел, еще яснее уча нас, что и раньше того времени, как придет антихрист, он уже среди нас, говорит, что "тайна беззакония уже в действии" (2 Фес. 2, 7).

Так и Крест Христов, еще не явившись, уже был среди праотцев, ибо тайна его совершилась среди них. Я не буду ныне говорить об Авеле, Сифе, Еносе, Енохе, Ное, и о тех, которые прежде Ноя угодили Богу и которые вообще принадлежат к тому периоду, чтобы нам начать от Авраама, который был назван "Отцом многих народов": иудеев-по плоти, нас же по вере. Итак, я начну с этого по духу Отца нашего и от самого начала свойственной ему доблести, и от первого призвания его Богом. Какие первые слова сказал ему Бог?

"Пойди из земли твоей, и от родства твоего в землю, которую Я укажу тебе" (Быт. 12, 1). Таким образом, в самих этих словах заключалась тайна Креста, ибо именно об этом говорит Павел, хвалясь Крестом: "для меня мир распят" (Гал. 6, 14). Ибо для бегущего без оглядки из отечества или от мира земное отечество и мир умерли и забыты, а это и есть Крест.

Но еще прежде чем он бежал от сожительства с нечестивыми. Бог говорит Аврааму: "пойди из земли твоей... в землю (не которую Я дам тебе, но) которую Я укажу тебе", этими словами как бы указывая на иную, духовную землю. Какие же были первые слова Бога Моисею после того, как он бежал из Египта и восшел на гору? "Сними обувь твою с ног твоих" (Исх. 3, 5).

Здесь открывается иная тайна Креста, естественным образом вытекающая из первой. Ибо хотя ты, говорит, убежал из Египта, и отверг служение фараону, и презрел возможность называться сыном дочери фараона и, насколько от тебя зависело, упразднил и покончил с миром злого рабства, но тебе должно к этому прибавить и самого себя. Что же означает это: "сними обувь твою с ног твоих?

" Это значит: сбрось кожаные одежды, в которые ты оделся и в которых грех действует и отстраняет тебя от святой земли. Итак, слова: "Сними обувь твою с ног" означают: не живи более по плоти и в грехе, но да будет упразднена и умерщвлена противная Богу жизнь и рассуждение плоти, и закон в членах, противящийся закону духа и пленяющий законом греха; пусть он более не побеждает и не действует, умерщвлен-ный силой боговидения. Разве это не Крест?

Ибо Крест, опять же согласно божественному Павлу, означает: распять "плоть со страстями и похотями" (Гал. 5, 24). Итак, "сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх. 3, 5). Эти же слова показали ему будущее освящение, которое должно было наступить на земле благодаря Кресту, после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Ибо тогда, взирая на величие зрелища-купину, орошаемую в огне, - он предузрел будущее пришествие Христово, потому что созерцание в Боге[3] есть тайна Креста, и оно-то проистекает из второй тайны (то есть из распятия себя миру), которая больше первой (то есть самого удаления от мира). Что то и другое неразрывно связано, явили и великий Павел, и божественные отцы наши: первый, сказав не только: "Для меня распят", но и добавляя: "И я для мира", а они предписывая нам не спешить восходить на крест прежде креста, ибо, конечно, и то и другое являются выражениями и тайнами Креста.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке