Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Седмица - Седмица.RU//Библиотека «Слово об осуждении еретиков». 1504-1505 г.

Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955
Список источников

«Слово об осуждении еретиков», один из наиболее ярких документов религиозной нетерпимости господствующей феодальной церкви начала XVI в.,. в первоначальной редакции никогда не издавалось. Впоследствии это «Слово», написанное по всей видимости Иосифом Волоцким, было включено в пространную редакцию его «книги на новгородских еретиков» («Просветителя»)—в качестве 13-го «слова».

В этой новой редакции данное «Слово» издано вместе со всем «Просветителем». Но до включения в пространную редакцию «книги Иосифа», «Слово об осуждении еретиков» имело несколько иной текст, чем будущее 13-е «слово» «Просветителя».

«Слово об осуждении еретиков» дошло до нас в составе сборников, содержащих Рогожский извод краткой редакции «Просветителя». Здесь оно читается (за одним исключением)

после слитого воедино 9—10-го «слова», и либо вовсе не имеет номера, либо именуется 10-м «словом». После него следует, без номера или с № 11, 11-е «слово» (о монашестве); далее — «Слово о благопремудростных коварствах» (см. ниже, стр. 498) и «Послание о соблюдении соборного приговора 1504 г.» (см. стр. 503).

Перечисляем эти сборники:

1) БИЛ, Рогож. № 530; 4°; сер XVI в. Л. 263 об. — «Слово об осуждении еретиков» (без номера); л.

328 — «Слово о благопремудростных коварствах»; л. 331 об.— «Послание»;

2) ГИМ, Синод. № 453; 4°; вт. пол. XVI в. Л. 286 об. — «Слово об осуждении еретиков» (под № 10); л. 356 — «Слово о коварствах»; л. 360 — «Послание»;

3) ГПБ, F.1.229; 1°; кон. XVI—нач. XVII в. Л. 259 —«Слово об осуждении еретиков» (под № 10); л. 330 — «Слово о коварствах»; л. 333 об. — «Послание»;

4) ГПБ, Погод. № 1319; 4°; нач. XVII в. Л. 675 — «Слово об осуждении еретиков» (под № 10); л. 696 об. — «Слово о коварствах»»; л. 697 об.—«Послание»;

5) ГИМ, Барс. № 357; 4°; сер. XVII в. «Слово об осуждении еретиков» (без номера) перед 11-м «словом»; л. 335 об. — «Слово о коварствах»; л. 339 — «Послание»;

6) ЦГАДА, ф. 181, № 748, 4°; XVII в.

«Слово об осуждении еретиков» перед 11-м «словом»; л. 427 — «Слово о коварствах»; л. 431 —«Послание»;

7) ГПБ, Дух. ак. № 166; 4°; XVII в. Здесь «Слово об осуждении еретиков» помещено после 11-го «слова» (о монашестве). Л. 400 об.— «Слово об осуждении еретиков»; л. 424 об. — «Слово о коварствах»; л. 428 об. — «Послание».

Кроме списков Рогожского извода «Слово об осуждении еретиков» (в первоначальной редакции) читается еще в двух списках;

8) БИЛ, Троицк. № 187; 4°; сер. XVI в. Этот список, как отмечено выше (стр. 447)

, содержит особую обработку текста Рогожского извода. Л. 306 — «Слово об осуждении еретиков» (под № 11); л. 333 — «слово» 11-е (вторично тот же номер) о монашестве; л. 394 — «Слово о коварствах»; л. 398 об. — «Послание»;

9) ГПБ, Погод. № 1135; 4°; сер. XVII в. Л. 364 об.— «Слово об осуждении еретиков» (без номера). «Слова о коварствах» и «Послания инокам» здесь нет.



Возникшее до создания пространной редакции книги Иосифа Волоцкого, «Слово об осуждении еретиков» было затем включено в эту редакцию и обработано. Чтобы убедиться в этом, приводимый ниже текст «Слова» необходимо сопоставить с текстом 13-го «слова» в пространной редакции и в первую очередь с двумя наиболее ранними списками этой редакции, происходящими из Волоколамского монастыря, — ГИМ, Епарх. № 340 и Епарх. № 339.

Сопоставляя печатаемое здесь «Слово об осуждении еретиков» с 13-м «словом» в списке Епарх. № 340, мы можем отметить весьма примечательное явление: первоначальный текст 13-го «слова» в Епарх. № 340 почти совпадает с текстом печатаемого «Слова»; однако текст 13-го «слова» в этом списке подвергся обработке (произведенной, повидимому, той же рукой, которой писан сам список)

— вычеркиваниям, вставкам; в списке Епарх. № 339, а вслед за ним во всех остальных списках пространной редакции «Просветителя», все вставки списка Епарх. № 340 включены в текст, и 13-е «слово» здесь соответствует обработанному тексту списка Епарх. № 340. Так, например, к словам «подобает казнем лютым предаяти иже сына божия похулившаго» в Епарх. № 340 добавлено «паче иже закона Моисеева отвергъшихся»; в Епарх.

№ 339 и во всех остальных списках пространной редакции это добавление читается в тексте. В числе других «святителей», наказывавших еретиков, в «Слове» дважды приведен «святый Порфирие епископ Газский иже и манихейскую прелесть дръжащих молитвою немы и безгласны сотвори»; в Епарх. № 340 во втором случае этот пример вычеркнут; в Епарх. № 339 и всех остальных списках пространной редакции его нет.

В «Слове об осуждении еретиков» не приводятся конкретные примеры наказания отступников из Ветхого завета — здесь только кратко упоминается о «пророках и праведниках», «оружьем убивающих или казнем предав ающих повинных»; в Епарх. № 340 слова «или казнем предавающих повинных» зачеркнуты и на поле вписаны конкретные примеры библейских казней отступников; в Епарх.

№ 339 и всех остальных списках эта поправка — в тексте. Так обстоит дело и со всеми остальными поправками списка Епарх. № 340 (см. их в подстрочном аппарате к издаваемому тексту); все они учтены последующей рукописной традицией, начинающейся со «списка Иосифова» Епарх. № 339.

Сопоставление со списками 13-го «слова» в пространной редакции с несомненностью говорит о том, что издаваемый текст «Слова» был наиболее ранним этапом в истории этого памятника; следующим этапом была обработка текста «Слова» составителем списка Епарх. № 340.


Седмица - Седмица.RU//Библиотека


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке