Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Итак покаемся, братия, чтоб в грехах своих умилостивить нам Бога. Призовем Его; потому что раздражили Его; смиримся, чтобы возвеличил Он нас; будем плакать, чтоб утешил Он нас; бросим худой навык и облечемся в добродетель, как в одежду, особливо мы, сподобившиеся этого ангельского жития. Так, возлюбленные, примем эту меру, это прекрасное и совершенное правило отцов, до нас живших: "не сего дня только воздерживайся, а завтра давай обеды; не сегодня только пей воду, а завтра домогайся вина; не сегодня только ходи не обутый, а завтра ищи себе башмаков или туфлей; не сегодня только носи власяницу, а завтра дорогую ткань; не сегодня только храни простоту, а завтра убранство; не сегодня только будь кроток и смирен, а завтра высокомерен и горд; не сегодня только· безмолвен и послушлив, а завтра безчинен и не уступчив; не сегодня только предавайся плачу и рыданию, а завтра смеху и равнодушию; не сегодня только спи на голой земле, а завтра почивай на мягком ложе.

Но удержи для себя одно правило, возлюбленный, по которому мог бы ты благоугодить Богу и принести пользу себе и ближнему. Если будешь сам себя умерщвлять и живешь один, то послушай, что говорить Владыка: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк.6:31). А если по причине умерщвления плоти всегда тебе нужна услуга других; то берегись делать вред своему ближнему.

Посему-то совершенные отцы, утвердившись в одном правиле, начатое ими до самой кончины совершали беспрепятственно; по сороку или по пятидесяти лет не изменяли своего правила; то есть, прекрасного и неукоризненного воздержания, соблюдаемого касательно пищи, языка, возлежания на голой земле, смиренномудрия, кротости, веры и любви, которая составляет узел совершенного и духовного назидания, а сверх этого нестяжательности, безмолвия от всего земного, честной жизни, неусыпности и молитвы, соединенной с плачем и сокрушением, а от смеха удерживались, не дозволяя себе даже улыбки; гордость была ими попрана; гнев и раздражение, остыв, не имели в них места; золото и серебро потеряло для них всякую цену; и одним словом: они очистили себя.

Почему и Бог вселился и прославился в них, и одни, сами их видя, другие, слыша о них, прославляли Бога.

А если кто не очистит себя от всякого лукавого дела, от нечистых помыслов, от порочных пожеланий, от гнева, раздражительности, зависти, гордыни, тщеславия, ненависти, прекословия, клеветы, пустословия, беспечности (и к чему перечислять мне все теперь по одиночке?), одним словом: от всего, что ненавистно Богу, и если, отвратившись от сего, не будет держать себя вдали; то не вселится в нем Бог.

Скажи мне; если б кто вздумал бросить тебя в грязь с тем, чтоб ты навсегда там оставался, то перенес ли бы ты это? Итак, если ты, червь, не согласишься терпеть сего, то как же нескверному, пречистому, единому, святому и во святых почивающему Богу можно обитать в тебе, наполненном таким зловонием.

Посему очистим себя, возлюбленные, чтобы Бог вселился в нас, и мы сподобились обетований Его. Не будем оскорблять святого Его имени, призванного на нас, да не хулится нас ради имя Бога нашего. Пощадим самих себя и уразумеем, что имя наше однозвучно с именем Христовым. Ему имя Христос, а мы называемся христианами. Дух есть Бог (Ин.4:24); станем и мы духовными. Идеже Дух Господень, ту свобода (2Кор.3:17). Постараемся приобрести сию свободу.

Размыслим, какого жития удостоил Он нас; вразумимся, что на брак Свой призвал Он нас; возлюбим сами себя, как Он возлюбил нас; возлюбим Его, чтоб прославил Он нас; будем внимательны к себе, чтоб в день суда не подпасть двойному наказанию; потому что оставили мы мир, и думаем о мирском, пренебрегли имуществом, и заботимся об имущества, бежали плотского, и гонимся за плотским.

Боюсь, чтоб оный день не застиг нас внезапно, и чтоб мы, оказавшись нагими, бедными и не готовыми, не стали упрекать сами себя. Ибо это самое было с жившими во дни Ноевы: ядяху, пияху, женяхуся и посягаху, куповаху, продаваху, пока не прииде потоп и погуби вся (Лк.17:27.28). Дивное было дело, братия: видели, что дикие звери собираются вместе, слоны приходить из Индии и Персии, львы и барсы толпятся с овцами и козлами и не делают им обиды, пресмыкающиеся и птицы, хотя никто их не гонит, стекаются и располагаются вокруг ковчега, - и это продолжается довольное число дней; а сам Ной прилежно снаряжает ковчег и вопиет им "покайтесь".

Но они не уважили сего, и смотря на необыкновенное стечение бессловесных и диких животных, не пришли в сокрушение для своего спасения. Посему убоимся, возлюбленные, чтобы и с нами не было того же; потому что написанное уже исполнилось, предсказанные знамения кончились; ничего не остается более, как придти врагу нашему - антихристу; ибо всему должно исполниться до скончания римского царства.

Итак, кто хочет спастись, тот старайся, и кто желает войти в царство, тот не будь нерадив; кто хочет избавиться огня гееннского, тот подвизайся законно; кому не желательно, чтоб бросили его червю неусыпающему, тот трезвись. Кто хочет быть возвышен, тот смиряйся; кто желает быть утешен, тот плачь. Кому угодно войти в брачный чертог и возвеселиться, тот возьми светло горящий светильник и елей в сосуде.

Кто ожидает, что пригласят его на оный брак, тот приобрети себе светлую одежду.

Град Царя полон веселья и радования, полон света и услаждения, и обитающим в нем вместе с вечною жизнью источает приятность. И так, кому угодно жить в одном город с царем, тот ускори свое шествие, ибо день преклонился, и никто не знает, что встретится на пути. Как иной путник, хотя знает, что длинен путь, но прилегши спит до вечера, а потом проснувшись, видит, что день уже преклонился, и едва начинает шествие, вдруг туча, град, громы, молнии, и отовсюду беды, и он не в состоянии ни до ночлега дойти, ни воротиться в прежнее свое место: так и мы потерпим то же самое, если вознерадим во время покаяния, потому что мы пресельники и пришлецы (Пс.38:13).

Постараемся же с богатством войти в наш город и отечество.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке