Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие [Pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь
Блаженный Феодорит Киррский
Сокращенное изложение Божественных догматов

Содержание
Предисловие
1. О начале и Отце
2. О Сыне
3. О Святом Духе и о Божественных именах
4. О творении
5. О веществе
6. Об эонах
7. Об ангелах
8. О диаволе и о демонах
9. О человеке
10. О Промысле
11. О домостроительстве Спасителя
12. О том, что Владыка воспринял на Себя тело
13.

О том, что Владыка с телом воспринял и душу
14. О том, что Владыка воспринял на Себя совершенное человеческое естество
15. О том, что Владыка воскресил воспринятое Им на Себя естество
16. О том, что Один и Тот же и благ, и справедлив
17. О том, что Один и Тот же дал и Ветхий и Новый Заветы
18. О крещении
19. О воскресении
20. О суде
21. Об обетованиях
22.

О втором пришествии Бога и Спасителя нашего
23. Об антихристе
24. О девстве
25. О браке
26. О втором браке
27. О блуде
28. О покаянии

Предисловие

Мед и без сравнения с чем-либо другим всякому человеку кажется сладким, а по сличении с какою-либо горечью оказывается более сладким. Все признают вожделенным здравие, но еще вожделеннее оно после болезни. И тишина приятнее после бури. Так и об истине здравомыслящие люди знают, что она - достойное приобретения стяжание; однако же более светозарною и божественною делает ее сравнимая с нею ложь.

Поэтому, так как показали мы гнусность лжи, раскрыли еретические басни и явны стали их злочестие, мерзость и невероятность, сравнив теперь с ними евангельское учение, покажем разницу между светом и тьмою, между полным здравием и самою тяжкой болезнью. Но невозможно найти подобия, приличного настоящему сравнению, потому что и тьма, хотя не имеет света, однако же удовлетворяет необходимой потребности людей, и ночь утрудившимся в продолжение дня доставляет упокоение.

Да и болезнь для многих была полезною, потому что, во время оной познав Спасителя и Создателя, у Него стали просить избавления от страданий и, получив просимое, позаботились о добродетели. Следствием же оных негодных басен и несказанных хулений для верящих им бывает всевозможный вред. Поэтому невозможно найти подобия, соответственного разности этих противоположных догматов, - лучше же сказать, можно найти одно только самое очевидное.

Ибо, каково расстояние между Богом и диаволом, такова же разность между учением Божиим и диавольским. И это яснее покажет сличаемая с оными баснями красота Божиих слов, издающая лучи мысленного света. Но прежде всего прочего надлежит сказать, чему научены мы о началах всяческих.

1. О начале и Отце

И Ветхозаветное и Новозаветное Писания учат, что начало всего едино, Бог всяческих и Отец Господа нашего Иисуса Христа, нерожденный, негибнущий, вечный, бесконечный, неописуемый, беспредельный, несложный, бесплотный, невидимый, простой, благой, правдивый, мысленный свет, сила, никакою мерою не познаваемая, измеряемая же единым божественным изволением, потому что все то может, что изволяет.

И этому ясно научил нас пророк, ибо говорит: Вся елика восхоте Господь, сотвори (Пс.113:11).

Учитель же сказанного выше о единстве Божием - Божественное Писание. Ибо слышим - в начале законоположения говорит Бог: Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя из земли Египетския. Да не будут тебе бози инии разве Мене (Исх.20:2,3); и еще: Слыши Израилю: Господь Бог твой, Господь един есть (Втор.6:4). Согласно с этим учит Бог и устами пророка Исаии, ибо говорит: Аз Бог первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бога (Ис.44:6)

; прежде Мене не бысть ин бог, и по Мне не будет, и несть разве Мене (43:10,11), и еще: Аз Бог, и несть еще (45:6), и: Аз есмь Бог, и несть инаго разве Мене: праведен спаситель, несть кроме Мене (21). А этим ясно обличает бредни Валентина, Марка, Василида и Маркиона. Ибо говорит, что ни прежде Него, ни после Него нет иного Бога, но Он есть и первый и последний.


Святоотеческое наследие [Pagez.ru]


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке