Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святитель Феофан Затворник     Толкование на книгу св. Ермы     Как разнообразны пути, ко­­то­­­рыми ведет Гос­подь пре­данные Ему ду­ши к пре­до­пре­де­лен­­ному Им в хри­с­ти­­ан­­ст­ве совер­­шен­ству! Од­­ного ведет Он скор­­­­­­­бя­ми, дру­го­­­го бл­­а­­­­­­годенствием; ино­го внешним пи­­­­са­­­­­­­ни­ем, а ино­­го внут­рен­ни­ми вну­­­шениями; то­го ви­ди­мо, а се­­­го сокро­­­вен­но.

На эту мысль рас­скажу вам, что бы­ло со свя­тым Ермою, му­­­­­жем Апо­­столь­­­ским. Вы уви­­­ди­те, как мно­­­­­­го­­­­по­­­пе­­­­­­­чи­тель­­­на и многоизобре­та­тельна ру­­­­­­­­ко­­во­­­дя­щая нас ко спа­сению лю­бовь Бо­­­жия, а вмес­­те и се­­бе возь­мете нема­ло уро­­ков к вер­ному суж­­дению о том, так ли те­че­те вы, как следует тещи.

    1   Ерма жил во времена Апостолов в Риме. Он был из­­вес­тен апостолу Павлу и похва­ля­ется им в по­­­слании к Рим­ля­нам (гл. 16, 14) в числе лучших хрис­тиан Римс­ких. Отли­чи­тельное свойство его души со­­став­­ляли пре­искрен­няя простота веры и бес­преко­словная по­кор­ность внушениям Божиим.

Си и ка­­­чества сердца при­­­влек­ли на не­го особенное Божие благо­во­ле­ние, и Гос­подь удостоил его особенных видений и от­­кро­­вений, из ко­торых слагается вся жизнь его. Так как си и див­ные зна­­­­­­­ме­­­ния Божии, назида­­тель­ные са­ми по себе, со­­­про­вож­да­лись и на­зи­­­датель­ны­ми толко­ваниями, то Ер­ма по­лучил по­­­­ве­­ление опи­сать все, что ему было от­кры­то, на поль­зу всей святой Церк­ви Бо­­­жией.

Ер­ма испол­нил повеление и соста­вил книгу, ко­то­рую на­име­новал „Пас­ты­рем“ и кото­рая в первые вре­ме­­на чи­­­та­лась в церк­­вах наряду с Апостольскими пи­саниями. Я намерен рассказать вам кратко все содер­жание сей кни­ги. Она состоит из трех частей. В первой поме­ще­­ны ви­де­ния, во второй заповеди, в третьей прит­чи. Нач­­нем с виде­ний.

Видений сих было четыре: первое касалось пре­­­­иму­щест­венно лица Ермы; второе - более его се­мей­ства; тре­тье - внут­рен­него устроения Церкви Бо­жией; чет­вер­тое - внеш­ней судьбы сей Церкви и всех спасаю­щихся. Вот как изображает св. Ерма первое свое видение. «В юных летах, говорит он, я знал одну красивую де­­­ви­цу, ко­торую и любил, как сестру.

Встретив ее од­нажды, когда уже был отцом се­мей­ства, я поду­мал, как бы я был счаст­лив, если б имел такую жену, – жену такую пре­крас­ную и таким благонравием укра­шенную. Даль­­­­ше этого, при сей встре­че, мысль моя не про­стиралась. Но вот что бы­ло по­том! Спустя не­сколько времени я гу­лял в уеди­нен­ном месте и в мыслях своих пере­би­рал дела Божии, уди­вля­ясь красоте и величию их.

Там я за­снул, – и вижу во сне: вот взял меня дух и по­нес направо. По тому месту, где он меня нес, нельзя бы­ло ид­ти: все утесы да вода. Про­нес­шись чрез них, я очутился на ровной долине и, пад­ши на ко­­лена, на­чал мо­литься Бо­гу в сер­дечном со­кру­ше­нии о гре­­хах своих. И вот, во время мо­литвы моей, вдруг отверзлись небеса, и я увидел там деву, ко­то­рую лю­­бил, как сестру. Она ме­ня приветствовала.

При­вет­ствовал и я ее и по­­том спро­сил, как и за­чем она там. Она от­вечала: „Ме­ня пред­ставили сюда, чтоб обли­­чить пред Господом гре­хи твои. Бог Все­дер­житель, всесильный Творец неба и зем­­ли, гне­­­вается на те­бя за то, что ты согрешил про­тив ме­ня“. Ког­да же и где сказал я тебе какое не­при­стойное слово? – в смущении спросил я. Не всегда ли я чтил тебя в серд­це своем, как родную сестру?!

Она сказала на это: „При­смотрись: худое по­мы­шление вошло в сердце твое. Раз­­ве не знаешь, что это грех. О! Грех, да еще какой боль­шой! Ве­дай, что кто име­ет благие помышления и хо­дит право пред Бо­гом, к тому благоволит Бог; а кто дер­жит сквер­ные помыслы в сердце своем, тот при­вле­­кает смерть и осуж­де­­­ние. Таковы особенно те, кои ра­бо­та­ют по­хотям пло­ти, лю­бят утехи ми­­­ра, величаются бо­гат­ством, не ищут благ веч­­ных и не уповают на Господа.

Что же касается до тебя, то скажу тебе в уте­­ше­нье: молись, и Бог уврачует немощи сердца твоего“. Когда она кончила эту речь, небо заключи­лось. Я остал­­­­­­ся один, в скорби и страхе, говоря в себе са­мом: ес­ли это вме­нено мне в грех, то как мне спас­тись? или как уми­­лос­тивить Бога за другие мои грехи великие, ко­им нет числа? Когда я занят был такими мыс­лями, предо мною по­­­­казалась кафедра большая, по­кры­тая белою, как снег, материею.

Вот приш­ла бла­го­лепная Cта­рица, оде­тая в блес­тя­щую одежду, с кни­­гою в ­руке, и села. Она сде­­лала мне приветствие, и я от­вечал ей тем же, со сле­за­ми на глазах. Она спро­сила меня: „От­чего ты пе­ча­лен, Ер­ма, ты, лице кото­ро­го всегда выра­жа­ло спо­кой­ст­вие, кро­тость и внутреннее весели е сердца?“ – Од­на до­б­рая и благочестивая дева, – от­вечал я, – огорчила ме­ня упре­ком, буд­­то я согре­шил против нее.

– „Господь да со­­хра­­нит ра­­бов Сво­­их от сего зла, – сказала она. – Но смот­­ри, не до­­пус­­тил ли ты в самом деле нечистых мыс­лей в серд­це твоем в отношении к ней? Таки я мыс­ли не до­лж­­ны иметь места в сердце раба Божия, он не до­л­жен не только де­лать, но и желать худого и помыш­лять о нем. За это гневается Господь на всякого, и осо­бен­но будет гне­­­ваться на тебя, Ер­ма, ко­торый строго воз­­дер­жи­вался от всего по­роч­ного и всегда отличался прос­­то­тою нрава и не­­вин­ностью серд­­ца. Но утешься.

Я могу те­­бя уве­­рить, что Гос­подь гне­ва­ется на тебя не столько из-за тебя са­мо­го, сколько из-за детей твоих, кои ­тя­ж­­­­ко гре­шат про­­тив Него и про­тив родителей сво­их. Ты слиш­ком много лю­бишь детей сво­их, потому по­бла­жа­ешь им и до­пус­ка­ешь их делать неправды. Вот за это Гос­­подь и гне­ва­ется на тебя. Но Он готов увра­че­вать нравст­венные раны до­­ма твоего. Ему жаль те­бя. Му­жай­ся же!


Святитель Феофан Затворник     Толкование на книгу св. Ермы     Как разнообразны пути, ко­­то­­­рыми ведет Гос­подь пре­данные Ему ду­ши к пре­до­пре­де­лен­­ному Им в хри­с­ти­­ан­­ст­ве совер­­шен­ству! Од­­ного ведет Он скор­­­­­­­бя­ми, дру­го­­­го бл­­а­­­­­­годенствием; ино­го внешним пи­­­­са­­­­­­­ни­ем, а ино­­го внут­рен­ни­ми вну­­­шениями; то­го ви­ди­мо, а се­­­го сокро­­­вен­но.


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке