Святитель Лука Крымский

Святитель Лука Крымский

(Войно-Ясенецкий)

Беседы в дни Великого поста и

Страстной седмицы

ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2

Слово в пятницу первой седмицы Великого поста. О борьбе со страстями 2

Слово в первую неделю Великого поста 3

I. О блаженствах 3

II. Об участи еретиков 6

III. Об иконоборчестве 9

Слово в неделю вторую Великого поста 10

Учение Христово и учения человеческие 10

Слова на пассиях 13

I. В Гефсиманском саду 13

II. Дорогой скорби 14

III. О разбойнике 15

IV. О поклонении Кресту 18

Слово в неделю Крестопоклонную 19

Где искать утешения скорби? 19

Слова в неделю четвертую Великого поста 20

I. От слов своих осудишься 20

II. Мудрость мира и мудрость чистого сердца 22

Слова в неделю пятую Великого поста 24

I. Обратитесь ко Мне всем сердцем своим 24

II. Тихий свет богопознания в преподобных сердцах 27

Слово в неделю Ваий 29

Буква убивает, а Дух животворит 29

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА 31

Слова в Великую Среду 31

I. Сердце, очищенное любовью и покаянием 31

II. Сердце, ставшее жилищем диавола 33

Слово в Великий Четверг 35

Тайная Вечеря Христова 35

Слова в Великую Пятницу 37

I. Плач над Плашаницей 37

II. Уроки любви с Креста 39

Слово в Великую Пятницу и Благовещение Пресвятой Богородицы 40

Альфа и Омега 40

Слова на Благовещение Пресвятой Богородицы 41

I. Не тщетна вера наша 41

II. «Сущую Богородицу Тя величаем» 43

Слово в неделю по Воздвижении 45

Уметь нести свой крест 45

Слово в неделю 19 по Пятидесятнице 47

Что мешает нам любить? 47

Великий пост

Слово в пятницу первой седмицы Великого поста.

О борьбе со страстями

Постившись, братие, телесне, постимся и духовне». Вникнем в эти слова, ибо они разъясняют цель и важность поста.

Для чего учреждены посты? Для того, чтобы приучать нас к воздержанию. К какому воздержанию? Непосредственно – к воздержанию от сытной и вкусной пищи, но этим важность поста не исчерпывается: это только телесный пост, а он должен быть для нас училищем поста духовного. Что же такое духовный пост? Это воздержание от всего вредного для нас, от всего, что растлевает душу нашу, то есть от страстей, которые лежат в основе всех наших грехов. Святые Отцы различали восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Почему первой поставлена страсть чревоугодия? Потому что тот, кто не победит этой низшей, животной страсти, не сможет победить и все другие страсти.

Святые Отцы, глубоко исследовавшие все то, что происходило в их сердцах, изучившие те пути, по которым грех развивается в сердце человека, учили, что все эти страсти связаны одна с другой непосредственной преемственностью, то есть страсть низшего порядка, если не победить ее, рождает в сердце другую страсть, более изощренную. А эти две, в свою очередь, вызывают третью – и так далее. Эту неразрывную взаимосвязанность страстей можно сравнить с тяжелой цепью, которой все мы крепко опутаны, и начинать разрывать ее надо не с середины, не с конца, а с начала. Пост установлен именно потому, что чревоугодие есть начало этой цепи, первооснова всех прочих наших страстей.

Если человек всегда объедается, всегда чрезмерно сыт, всегда насыщается вкусными и сладкими яствами, в особенности, если пьет много вина, то это чревоугодие повлечет за собой блуд. А блуд – это страсть низменная и столь гнусная, что не должна даже именоваться среди христиан, как об этом сказал св. апостол Павел в Послании к ефесянам (см. Еф. 5, 3).