Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святитель Феофан Затворник     Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа         Содержание   А) Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа . 1 Б) Богословие святого Иоанна Богослова о Божестве Господа Спасителя и о домостроительстве нашего спасения . 10 1) Христос воскресе!

«В начале Бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Ин.1,1) 13 2) «Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть еже бысть»  (Ин. 1, 3) 17 3) Господь – Промыслитель всяческих . 20 4) «И живот бе свет человеком» (Ин. 1, 4) 24 5) «И свет во тьме светится, и тма его не объят» (Ин. 1, 5) 26 6) Тьма  падения есть греховная тьма . 28 В)

Значение Святого Иоанна Предтечи Господня . 29 Г) Характеристические черты истинного света . 31         А) Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа    Мы созданы по образу и подобию Божию. Образ — в духовном естестве нашем, в созна­нии, свободной деятельности и бессмертии; подобие — в отражении на себе Божественных совершенств.

«Будите совершени», заповедует Господь, «якоже Отец ваш Небесный совер­шен есть» (ср.: Мф. 5, 48). В другом месте указывает Он и одну из черт всесовершенства Божия для подражания: «будите милосерди, якоже Отец ваш милосерд есть» (ср.: Лк. 6, 36). Милосердие, значит, поставлено во главе, дальнейшие же черты обязательного богоподобия: святость, праведность, мудрость и прочее — оставлены дополнить нам самим.

Но Божие всесовершенство беспредельно; и чис­тый ум не силен обнять их даже в той мере, в какой они удобоподражаемы для нас, тем паче не по силам это нам после того, как очи ума нашего заволокло мглою, вследствие падения. Между тем, это бессилие ума не отнимает силы у обязательства к богоподобию, поло­женного в устроении самого духовного есте­ства нашего.

Посему Восстановитель падшего, «Сый сияние славы и образ ипостаси Бога Отца» (ср.: Евр.1,3), благоволивший явиться на земле, чрез воплощение, и устроить здесь дело нашего спасения, между другими потреб­ностями восстановления удовлетворил и этой. Он олицетворил в Себе все совершенства Бо­жий, как они могут быть усвояемы силами естества человеческого, в свойственной всем человекам жизни.

После сего обязательное богоподобие и богоподражание исполняется христоподобием и христоподражанием.  «Подражателе мне бывайте», говорит апо­стол Павел, «якоже аз Христу» (ср.: 1 Кор. 11, 1). И Сам Господь заповедал: «иже хощет по Мне ити, да последует Мне» (ср.: Лк. 9, 23), поступая так, как Он поступал, и верно исполняя заповеди Его. Это пояснил Он, ког­да, заключая Свое земное пребывание, сказал: «образ дах вам, да якоже Аз сотворих, и вы творите такожде» (ср.: Ин. 13, 15).

Хотя это касалось одного действия Господня; но это действие такого свойства, что обнимает всё. Стань только этому подражать, и во всем восподражаешь Господу, ибо здесь выражен дух жизни о Христе Иисусе.  Посему-то апостол Павел и болезновал пре­имущественно о том, чтобы во всех верующих воображался Христос (см.: Гал. 4, 19), чтобы они, истинно уверовав во Христа, образ Его носили в себе непрестанно и отображали образ сей в жизни, чтобы, в крещении облекшись во Христа, являли в себе Христа всякому видя­щему, ходя светло в обновленной жизни, по подобию светлости воскресшего Господа (см.: Рим. 6, 4).

Мы — благоухание Христово, го­ворит за всех Апостолов святой Павел (см.: 2 Кор. 2, 15): но это не одних Апостолов пре­имущество, а долг всех христиан. Как благо­вонный цвет, разливая вокруг благоухание, дает всем знать о своем присутствии, так и всякий христианин, христоподражательно живя и настроиваясь внутренно, должен разливать вок­руг себя благоухание Христовых совершенств, так, чтобы всякий, с появлением его, восчув­ствовал присутствие духа Христова.

 Этому надлежало бы совершаться как бы естественно, потому что всякий, в крещении, по вере, благодатно принимает в себя духа жизни о Христе Иисусе. Дух жизни о Христе Иисусе, раскрываясь в делах, должен бы сам собою производить христоподражательную жизнь. Но жизнь человека не то, что жизнь растений. Здесь — бросит человек семя в зем­лю, и оно уже само собою дает корень, стебель и зерно.

Человек же отличается сознанием и свободою, и жизнь его не есть цепь явлений, одно из другого необходимо вытекающих, а ряд деяний, сознательно предпринимаемых и само­деятельно совершаемых. Он предначертывает себе образ жизни и потом выполняет его. И только в этом виде жизнь его есть жизнь истинно-человеческая, разумно-свободная. Хрис­тианину, христоподражателю по званию свое­му, нет нужды утомлять голову начертанием образа жизни своей.

Он имеет пред собою образ жизни Господа Христа. Смотри на него всяк и живи по нему. Как живописец смотрит на оригинал и черту за чертою переносит на изготовленное полотно; так и христианину на­добно смотреть на черты жизни Господа и пе­реносить их в свою жизнь.  Истинная жизнь о Христе Иисусе изобра­жена в Евангелии, в деяниях и словесах Госпо­да нашего Иисуса Христа.

Читай, внимай и учись жить по Христе, подражая делам Его и последуя учению Его. Святая Церковь руко­водит тебя к этому труду, предлагая каждо­дневно краткое чтение из Евангелия. На всякий день имеется посему не мало уроков, которые можешь извлечь то из того, что сделал Гос­подь, то из того, что Он сказал. Проследи всё, и вообразится в тебе Христос умственно; за тобою останется потом отображать Его и в жизни.

 Следующие размышления предлагаются как пособие к тому. Они — плод одной души; дру­гие иное нечто могут усматривать в тех же сказаниях. Впрочем, не только многие, но и все в совокупности не исчерпают всего, что содер­жится в Евангелии. Почему размышления сии предлагаются не как законченное дело, а толь­ко как опыт, как возбудитель спящего во вся­ком своеличного любомудрия, чтобы всякий сам восходил к созерцанию Христа, как это ему именно нужно, и подражал Ему возмож­ным для него, по строю и течению жизни его, образом.


Святитель Феофан Затворник     Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа         Содержание   А) Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа . 1 Б) Богословие святого Иоанна Богослова о Божестве Господа Спасителя и о домостроительстве нашего спасения . 10 1) Христос воскресе!


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке