ЯВЛЕНИЕ ОПТИНСКОГО МУЧЕНИКА ФЕРАПОНТА.
часть 1


часть 2


часть 3


Документальный фильм создан по благословению
епископа Анадырского и Чукотского Диамида.
Создатели фильма: иеродиакон Авель(Семенов), Александр Дроздов.


Автобус с паломниками вышел из Тулы в ночь с 18 на 19 апреля 2003 года, в канун Лазаревой субботы. Это был особый день: в этот день исполнилось 10 лет со дня убиения монахов Оптиной пустыни – иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта.

В основе фильма – свидетельства группы паломников, свидетелей явления. Спустя год эти люди вновь собрались у стен Оптины, чтобы поделиться воспоминаниями.

Свидетельство Натальи Лучниковой: «Когда мы подъехали было 3.15 утра. Я не спала, сидела на первом сиденье и просто смотрела в окно. Я увидела, как лёгкой такой походкой со стороны леса идёт батюшка или монах, одет по-монашескому, в лёгкий подрясничек, абсолютно без верхней одежды, и я ещё подумала: «Как ему не холодно?», - на улице было холодно и сыро. Он шёл и непрестанно кадил. Дойдя до нашего автобуса, Он резко свернул, подошёл к лобовому стеклу, покадил лобовое стекло. Подошёл к двери, покадил дверь. Ему открыли и Он вошёл, и как-то так радостно сказал: «Мир вам!» Мы сидели и не знали, что ответить,… но Он сам сказал, что надо ответить: «С миром принимаем!» Мы сказали: «С миром принимаем!»

Он вошёл в автобус».

Свидетельство Надежды Лучниковой: «Было около 3-х утра…. Я закрыла глаза и решила вздремнуть. Вдруг мама меня толкает и говорит: «Батюшка идёт». … Он вошёл и сказал: «Мир вам!» Мы не знали, что ответить. «Что нужно сказать?», - спросил батюшка. Все опять молчат. «С миром принимаем!» Все сказали: «С миром принимаем!»

Он сразу, резко прошёл в середину автобуса и остановился

посередине у пустого кресла, и спросил: «Откуда вы приехали?» Мы ответили: «Из Тулы». Он говорит: «Очень хорошо, что именно сегодня, в этот день, вы приехали сюда к нам. Святые, к которым вы приехали, Они будут молиться за вас и ваших сродников до скончания века, а на страшном суде Христовом предстанут вашими ходатаями». Далее Он спросил: «А кто знает матушку Сипфору?» У меня уже несколько лет была книжечка о матушке Сипфоре. (Надежда показывает книжечку – прим.) Он с большой любовью, начал вкратце рассказывать житие матушки Сипфоры. Он рассказывал, и Он хотел донести до нас о Её глубокой вере в Господа. Он рассказал, как на Её глазах убивали Её родного брата, требуя от Неё, чтобы Она отказалась от Христа. Когда была ещё возможность оставить брата живым, Ей в последний раз сказали: «Отрекись от Христа». Она отказалась, и тогда Его (брата – прим.) забили, как первомученника Стефана. Он вознёсся в райские обители, а матушка Сипфора всю жизнь была гонима. И Он сказал, что «матушка Сипфора стоит у престола Божьего и молится за Россию, и является покровительницей Тульской и Калужской земли. Молитесь Ей». Далее Он начал говорить о нашем патриархе Алексии II: «Наш Патриарх Алексий – мученик. Молитесь за Него». Сказал Он это с такой любовью об этом человеке! Я о Патриархе слышала нехорошую информацию, и не очень хорошо его воспринимала, но монах сказал это с такой любовью, с такой глубокой убеждённостью. Что я сейчас, когда в храме стою, и когда слышу «патриарх Алексий», то я делаю крестное знамение и кланяюсь мысленно.

Далее, постояв немного, и как бы немного подумав, монах сказал: «Молитесь за Путина и его окружение». При этом глаза Его были очень грустные. Такое впечатление, что как если бы человек кого-то похоронил. Если кто-то тут из паломников говорит, что прониклись глубоким уважением к Патриарху и Путину, то я тоже испытываю глубокое уважение к Патриарху Алексию. И если мне скажут про Него плохо, я просто не поверю до конца жизни: вот такая у Него была интонация в голосе!... А про Путина Он сказал, что надо молиться за него – я молюсь, а на душе…, тяжело за него молиться. Далее Он сказал о глубокой вере: «За что были выбраны два народа? Еврейский народ – за глубокую веру, - Он провёл рукой, - как от неба до земли (провёл рукой Он вертикально – прим.), а русский – за широкую, добрую душу – это есть ширина (Он широко провёл рукой горизонтально – прим.), а в совокупности – (эти два Его жеста составляют) крест. Все в автобусе про себя сами сказали: получился крест. Потом Он с очень большой любовью говорил о Матери Божьей. Говорил Он это с паузами, было впечатление, как будто каждое слово, каждое предложение было и шло к Нему как бы СВЕРХУ(–Это ощущение, чувство свидетельницы – прим.). Далее Он говорил: «Если бы вы только знали, как вас всех любит Матерь Божья!» Он говорил это как очевидец, как будто сам стоял у Престола Божьего и видел, как Матерь Божья молится за всех за нас. Её любовь к человеческому роду такая, что люди, наверное, никогда не смогут понять, КАК Она нас любит! «Она молиться за вас, и за каждого из вас, и хочет, чтобы каждый из вас соединился со Христом». Далее Он велел молиться Матери Божьей каждый день в 10 часов вечера. Кто-то из паломников спросил: «А по какому времени?» Он ответил: «По какому живёте. Настанет такое тяжёлое время, когда вся Россия встанет перед Божьей Матерью на колени, и будет просить Матерь Божью заступничества и помощи». Паломники спросили: «Перед какой иконой молиться?» Он сказал: «Перед «Державной»», далее спросили: «А что читать?» Он ответил: «Покаянное. Кто как может. А можно крестообразно на полу, как делали древние Святые». Я поняла так, надо молиться Божьей Матери в 10 часов вечера, потому что раз Он это нам заповедовал, нам уже сейчас надо молиться. Даже посоветовал носить при себе будильничек. Значит, это очень важно. По-видимому, будут такие тяжёлые времена, что Матерь Божья всех этих людей, которые будут молиться Ей в 10 часов вечера – они будут находиться под особым покровом Божьей Матери. Далее Он сказал: «А вот недавно к нам приезжали из ФСБ, и перед всеми Святыми, когда старцы у них напрямую спросили, и они не могли лгать, то они сказали, что готовы уже все тюрьмы и Соловецкий монастырь полностью весь зарешечен, и течение 2-х дней он снова может стать концлагерем». На каждого из нас уже готовы все списки и в течение двух часов вот вам и новый архипелаг ГУЛАГ. «Единственная удерживающая сила», - я не расслышала дальше, но люди некоторые слышали, что Он сказал: «Господь поможет», а я услышала сразу: «Единственная удерживающая сила – это Божья Матерь, которая молится со всеми Святыми у престола Божьего о спасении нашей России». Были ещё такие слова, что Россия наша ещё сыграет свою решающую роль в истории всего человечества. О Конце Света Он сказал так: «Конец Света будет, но он никому не открыт, но жизнь на Земле будет ещё продолжаться роды родов».

Когда Он уходил, Он сказал: «Христос Воскресе!» Мы ответили: «Воистину Воскресе!» Когда Он это сказал, люди этого как-то не ожидали, и поэтому ответили не очень громко. Он опять: «Христос Воскресе!» Когда говорил это, то, как бы поднималось, нарастало, какое-то такое чувство…. Он сказал эти слова три раза, и в третий раз, уже громко, все сказали: «Воистину Воскресе!» Это была какая-то волна, подъём духовный! Радость была у всех людей необъяснимая».

Свидетель Александр Рыжаков: (Он повторил, что монах шел из леса и сильно кадил кадилом, потому, что был сильный дым, и всё это Александр хорошо разглядел – прим.)

«… Запах ладана распространился по всему автобусу, запах был какой-то неземной».

Свидетель Татьяна Яшкина – старшая группы: «… Это было 18 апреля, была самая слякоть, и обочина была вся в снегу и грязи. …Я увидела Его в пяти шагах от автобуса. Я четко видела, что Он что-то читал (какую-то молитву – прим.), Он молился. Он был радостный такой, и вот с этой радостью Он начал кадить лобовое стекло. Я сказала водителю: «Сережа, открой дверь, включи освещение.»

Он вспрыгнул на подножку и сказал: «Мир вам.» Я растерялась и не ответила. Он сказал: «Как нужно ответить?», - и Сам же ответил: «С миром принимаем!» Стремительным шагом Он прошёл на середину автобуса. Я хорошо помню, что как только Он вошёл, Он не молчал ни одной минуты, всё время говорил, и постоянно кадил. Пришёл к нам с такой радостью!

… Батюшка нас благословил, я это помню. Крестом (она показывает, как Он благословил – прим.) Он перекрестил всех. Благословил весь автобус… Мы сидели, как замерли. Сначала это было всё просто. Но, по продолжении беседы, радость прибавлялась, находила на нас, как хороший, добрый, снежный ком – вот (какая была) эта радость! Когда Он спрыгнул с автобуса, я очень внимательно за Ним смотрела, и дошёл до дома матушки Марии, (я знала её при жизни), я Его больше не увидела. И подумала ещё: «Во, батюшка, быстро ходит, так быстро куда-то делся. То был, то (Его – прим.) нет». Вот то, что я могу засвидетельствовать чисто, искренне, и от души. Всё так и было».

В истории Оптиной пустыни есть такая трагическая страничка – мученическая кончина трёх оптинских монахов, убитых на Пасху 18 апреля 1993 года. До сих пор не утихает боль утраты в сердцах верующих: слишком рано прервалась земная жизнь иноков. Теперь имена мучеников знает весь православный мир.

Вот события той Пасхи. В предрассветной тишине раздался колокольный звон – это два лучших Оптинских звонаря отец Ферапонт и отец Трофим начали славить Воскресение Христово. Первым упал пронзённый мечом убийцы отец Ферапонт, следом за ним был убит отец Трофим, который, теряя сознание, несколько раз ударил в набат, подав сигнал тревоги. Но убийца успел поразить ещё и иеромонаха Василия, который спешил к звоннице. Иноки приняли мученическую кончину, как Христовы воины, и призваны Христом к служению небесному. Умереть в день святой Пасхи – особая милость от Бога. На похороны убиенных в Оптину пришли сотни людей. На могилах новомучеников поставили три креста с неугасимыми лампадами.

Свидетель Татьяна Вислогузова: «…Подъезжая к Оптине, на меня нахлынуло знакомое такое чувство благодати. Смотрю на небо: необычное какое-то, лазурное. Неужели в такой день сегодня, неужели ничего, никакого знака даже не будет? Я даже не успела и сообразить, что случилось! И вдруг я вижу, что там, где могилки убиенных братиков, прямо в той стороне – я хорошо знаю, где они расположены, одна свеча в небе загорается – пламя яркое – и гаснет… Другая загорается, и гаснет, и третья – также. Я поняла, что это Господь показал мне: это чудо свершилось! Спросила соседку: «Вы не видели вот такого-то сейчас в небе?», а она говорит: «Нет». Я думаю: «Ну, не нужно говорить на эту тему, людей искушать». Тут такая мысль закралась: «Дай-ка я спрошу, что в небе видела – эти три свечи? Что мне батюшка на это ответит? Всё-таки какое-то толкование должно быть?!» Я спросила: «Батюшка! Можно поинтересоваться, спросить?» Но Батюшка, уже выходя из автобуса, сказал: «А интересоваться не надо, и спрашивать ничего не надо».

Свидетель Татьяна Юдаева: «…Ехали ночью, молились всю дорогу. … Я не видела, как монах шёл. Вдруг вижу, входит священник…. Встал прямо передо мной. Смотреть в лицо Ему я не могла. Не знаю, почему, но я была вся в каком-то состоянии, вся трепетом объята, и ощущала, что от Него какое-то неземное благоухание исходило. Он говорил очень доходчиво, очень понятно, такими словами, что доходило сразу. Всё, что уже говорилось, (другими свидетелями – очевидцами явления – прим.), я со всем согласна. Больше всего у меня осталось в памяти то, что Он говорил о Божьей Матери: что любит Она Сына своего такой любовью, которую мы даже представить себе не можем, у нас даже на Земле нет такой любви, какой Божья Матерь любит нас всех. Он говорил, что будет пост, и в течение этого поста мы будем молиться, будем стоять на коленях, и явится в 10 часов (вечера) Божья Мать, все нечистые силы тут же отлетят, отойдут от нас и всё засветится вокруг. Вот! И Россия воссияет! Так Им было сказано».

Свидетель Вера Герасимова: «…Я поехала в Оптину пустынь в первый раз. Ни разу я не ездила в такие поездки, и мне очень хотелось поехать. …Вообщем, я имела представление, куда я еду, и про новомучеников. Видела Их портреты. Но, конечно, Они у меня вот так сразу не отпечатались в памяти, так чтоб я запомнила ИХ очень хорошо…. Я не видела как Он (монах) пришёл. У меня место такое, я не видела Его в окно. Я увидела Его, когда Он к нам подходил….Он сказал: «Христос воскресе!» Мы ответили: «Воистину Воскресе»! Я думаю: «Почему Христос Воскресе? Ведь ещё до Пасхи – целая неделя!» … Он рассказал нам про матушку Сипфору. А потом Он стал говорить о Любви Пресвятой Богородицы к Своему Сыну. Он говорил, что это такая неземная любовь, что вы не можете себе и представить, как вот любит Богородица Сына Своего Иисуса Христа, и как Он Её тоже любит! Она молится за нас Там горячими слезами. И говорил так, как будто бы Он стоял Там, возле Престола, и всё это слышал. И Он нам сказал: «Молитесь обязательно в 10 часов вечера Пресвятой Богородице покаянно, и Она обязательно придёт к нам на третий день поста», - какого не сказал, «И тогда все злые силы, вся нечисть отойдёт от нас». Я не поняла, как это она отойдёт от нас, но как-то отойдёт. «И тогда будет Россия воскрешающая, воссияет всё – православная вера, и жизнь будет хорошая», – вот это всё Он говорил…. «Покается еврейский народ, и тогда будет полнота веры: глубина веры - у еврейского народа, широта души русского народа – вот тогда будет полнота веры», – как я запомнила, Он нам сказал.

…Он нас совершенно не пугал, но когда Он говорил нам про то, что «будут гонения», что «Соловки готовы», что «за два дня они наполнятся священством и христианскими верующими», Он сказал нам: «Не бойтесь! А вы не бойтесь!» Он нас не пугал совершенно. У меня вот лично не было никакого страха такого вот. Наоборот: была такая радость, что всё будет хорошо, что придёт Богородица, что Она за нас молится, несмотря ни на что, что Россия воскреснет, и всё у нас наладится со временем. И даже будут роды родов, и что наши дети будут ещё жить. Такая была у нас радость. И потом, когда Он уходил, я помню очень хорошо, что все стали давать Ему фрукты. …Он подошёл к выходу и сказал: «Христос Воскресе!» - 3 раза и мы отвечали: «Воистину воскресе!»

…Потом мы узнали, что это был Ферапонт – когда мы купили фотографии. (Пока находились в монастыре, у свидетельницы не было с собой очков, поэтому она не сразу рассмотрела фотографии в купленной книжечке о новомучениках – прим.): «…Но у меня очков не было, я не разглядывала фотографии. …Пришла я в автобус в 10 часов. Вера (её спутница) мне говорит: «Это же был Ферапонт!», я надела очки, и что мне самое (главное – прим.) бросилось в глаза – три фотографии и над ними над каждой «Христос Воскресе!» - три раза! Это для меня было как пароль, и я тут же узнала отца Ферапонта».

О жизни инока Ферапонта известно немного. Он обладал особым даром молитвы и молчания. О Нём вспоминают как о тихом, мягком человеке, с нежной душой. «Встреча с Ним была всё равно, как встреча с ангелом», - вспоминает братия. Он настолько был кроток в словах и поступках, что при виде Его душа начинала каяться. Инок Ферапонт, в миру – Владимир Пушкарёв, родился в 1955 в Сибири, воинскую службу проходил на Дальнем Востоке. Работая лесоводом на Байкале, Он окончательно пришел к православию. Глядя на детские фото Володи, трудно представить, какая судьба была уготована будущему иноку Ферапонту, который в 1990 году пришел к воротам Оптиной пустыни.

Свидетельница Надежда Лучникова: «…Явление это очень хорошо подействовало на мою душу, потому что в духовном плане я более строго стала к себе относиться. Нас могут обвинить в том, что это явление было не от Бога. Но там такая любовь была о Матери Божьей, неземная любовь, какую Он хотел объяснить, донести до нас, до нашего человеческого разума».

- НЕ БЫЛО ЛИ ЭТО ЯВЛЕНИЕ ПРЕЛЕСТЬЮ БЕСОВСКОЙ? – вопрос от создателей фильма.

Свидетель Александр Рыжаков: «Нет! Нет! Нет! Нет! Ни в коем случае! Человек был в своём разуме. И так складно обо всём изложить, я думаю, никто бы не смог так ясно… И, во-первых, в течение Его слов все перекрестились по нескольку раз. Крестились во время Его речи…. Доходило до сознания всех».

Свидетельница Ираида Сердюк: «Я почувствовала духом, что ЭТО – неземное. Во-первых, «Христос Воскресе!», Он (будучи земным человеком – прим.) однозначно не мог сказать. Тут и крестились, и про Божью Матерь…Ну кто заставит какой-то дух сказать: «Молитесь каждый день Божьей Матери», ну разве может противный дух: «Молитесь каждый день Божьей Матери»? Речь Его была настолько компактная, такая ёмкая, глубокая! И Он говорил так, так построил свою речь – как я ощутила – что задать вопрос, вставить что-то, было невозможно. А потом и надобности какой-то в этом и не было. … Он прошёл и потом, когда я оглянулась – это было в середине автобуса – вот Он прошёл туда и спросил: «А откуда вы приехали?» Мы ответили: «Из Тулы». А Он говорит: «О!», - так радостно, - «О! Чада матушки Сипфоры! А вы поедите к Ней?» У нас не была запланирована поездка к матушке Сипфоре, поэтому мы промолчали. Тишина в автобусе. А Он говорит: «Обязательно поезжайте! Матушка Сипфора - Она уже у Бога прославлена. Её и здесь прославят. Она молитвенница за землю Тульскую и Калужскую».





Свидетельница Лидия Ходосевич: «В Оптиной пустыне тогда была в первый раз, накануне прочитав книгу «Красная Пасха». Впечатление (от книги) было очень сильное, потому что про таких молитвенников я нигде не читала. …То, что отложилось лично у меня, мои впечатления: когда Он начал говорить про матушку Сипфору – Она стоит у Престола, и молиться за Тулу, думаю: «Ах!», - я в принципе матушки Сипфоры не знала, - «Он говорит, что Она сейчас у Престола». Но до сознания доходит туго, в вере я ещё слаба. Евангелие читала, книги читала: «Всё равно», - думаю, - «Так говорит! Твёрдо знает!» Дальше, когда Он стал говорить, что надо молиться Божьей Матери в 10 часов вечера, думаю, что никто же как-то об этом не говорил. В храм хожу, не часто правда, но нигде не слышала, никто не говорил в разговоре, что надо молиться в 10 часов вечера, а Он нам это говорит! И говорит уверенно!!! (Свидетельница сделала сильное ударение на эти слова прим.) А дальше, когда Он нам сказал, что «вы не представляете, как Божья Матерь любит Своего Сына! Такая пламенная любовь, что ради этой любви Она сойдёт к нам, чтобы соединить нас со Своим Сыном», и что «Она сейчас молится горячими слезами», - у меня прямо сердце сжалось, думаю: «Боже ж мой! Он ведь твёрдо знает, что Он говорит! Он это знает, что ТАК ВОТ! (и есть – прим.)» Я себя укорила: «Божья Матерь молится, а я кое-как!» Дальше Он стал говорить про Патриарха. К Патриарху у меня отношение было, можно сказать такое: не было трепета такого, думала, что Он(Патриарх – прим.) смотрит: как у нас, как политика государства, так и он старается себя вести. А тут как Он сказал (про Патриарха – прим.), что «он – великий мученик», я сразу на него (на Патриарха – прим.) – другими глазами… «Сейчас как бы распят на кресте! Какие нападки Он терпит!», (- слова Ферапонта – прим.). Думаю: «А я-то про Него что думаю!?»

«Молитесь за Путина и его команду. Ибо нет власти не от Бога. Так должно быть», - это Его слова. Думаю: «Ой, ведь надо же и за Путина молиться! За команду – не знаю, за Путина-то надо молиться!» И опять! Говорил Он так убедительно и твёрдо, не как с трибуны, как декламировал что-то, а спокойно и уверенно. Причём, у Него была такая уверенность в голосе: (что возникло чувство – прим.): «ТАК КАК Я ВАМ ГОВОРЮ, ЭТО ТАК! ЭТО ТАК И ЕСТЬ!»

То, что люди до меня говорили, всё так и есть. Все говорят: «Да! Да! Это убиенный инок Ферапонт». А я, ну никак, никак не восприму, не могу понять! Спустя месяц, два, три… Не воспринимаю, что это убиенный! Да, это великий молитвенник! Да, похож! «Один в один» похож! Свидетельствую, что похож! Именно так, как на второй странице обложки: (книги об убиенных мучениках – прим.) лицо – «один в один». Но воспринять так, что пришёл к нам инок Ферапонт!.. Я ещё потом думаю: «К святым людям являются, но что же нам-то?... Я вообще первый раз (в паломнической поездке – прим.) И молюсь плохо, и в вере-то слаба…Да такого быть-то… Не должно этого быть!»

Но сейчас (то есть, когда прошёл год после явления – прим.) я немножко переменилась, стала больше читать, и стала больше в храм ходить, людей слушать, и немножечко я сейчас стала как-то принимать, что это возможно.

Они (показывает фотографии мучеников из книги – прим.) постоянно со мной, все трое. Инок Ферапонт стоит перед глазами постоянно. И вот, я просыпаюсь утром, помолюсь, поговорю с Ними, как-то спокойнее на душе. И то, что после Его речи стало как-то спокойнее и лучше. Потому, что как-то «Конец Света, Конец Света» – разговоры эти проскальзывают и среди монашествующих, и среди мирян, а когда Он сказал, что «не верьте в Конец Света, пройдут ещё роды родов», и жизнь на земле будет продолжаться, и сказал, что «будет очень хорошая жизнь», – тут стало спокойнее».

Свидетельница Валентина Елисеева: «…Ещё меня поразили слова о Божьей Матери: «Сойдёт Она на второй день поста. Какого – не скажу. И увидит всех коленопреклонённых и молящихся Ей», - вот у меня в памяти так осталось».

Свидетельница Нина Попова: «…Я сидела вполоборота, и слёзы всё время у меня текли. … Про Божью Матерь говорил, молиться в 22 часа, про крест говорил, про Путина»….

Свидетельница Ираида Сердюк: «…Я подтверждаю, что Он сказал про Патриарха, про президента нашего, про Соловки: всё завезено, вплоть до решёток, и в течение двух дней они могут превратиться в тюрьму.

«То, что мы живём в последние времена, что Конец Света скоро – не верьте, ещё пройдут роды родов». «А вы не бойтесь!», - сказал и как-то с лёгкостью, с любовью, и, может быть, какая-то грусть чувствовалась в Его интонации. …Когда говорил о Божьей Матери, Он говорил, чтобы мы не забывали в 10 часов вечера молиться покаянной молитвой коленопреклонённой. И, как бы в шутку, сказал: «А вы себе купите маленький будильничек и положите его в карман, чтобы время это не пропускать – время молитвы». … Он встал лицом к паломникам и сказал: «Знайте, к кому вы приезжаете поклониться – святым мощам, знайте, что в ИХ лице вы приобретаете себе молитвенников». И опять повторил: «За себя, за близких, за роды родов. Знайте! Знайте! Роды родов будут поминаться до скончания века и на Страшном Судилище будут предстательство давать».

…Когда Он ушёл, такая тишина была в автобусе. Просто тишина: никто ни с кем не разговаривал. А я к своей соседке Маргарите Михайловне обернулась и говорю: «Маргарита Михайловна! Кто это был? Что вообще это было?» Матушка Маргарита ответила:

- Ангел нас посетил, Ириш! Нас ангел Святый посетил!

…Я смотрела на литургии на всех батюшек, там четверо их было; и на панихиде я тоже не увидела этого батюшку».

Свидетельница Маргарита Жиленкова: «Я сидела рядом с Ириной Сердюк. И слушала, затаив дыхание, Его. Поэтому, со всеми свидетельствами целиком и полностью согласна. …Я очень почитаю Божью Матерь и молюсь Ей, и вот здесь уже Он просто настроил, что ежедневно, действительно, так надо молиться. И вот этот будильник: всё это Он не просто так сказал…Каждое слово было со значением. И когда бывает сложно, и я начинаю колебаться, я вспоминаю Его слова: «А вы не бойтесь!»

…И потом мы очень долго искали: искали и на службе и на литургии этого монаха или священнослужителя, мы не знали, но мы не могли найти.

… И то, что Он нам воскликнул 3 раза «Христос Воскресе!» – это настолько нам пасхальную радость дал – эта радость на всю жизнь!»

«Хорошо тем людям, которые умирают мученической смертью за Христа. Вот бы и мне того удостоиться», - эти слова отца Ферапонта оказались пророческими. Он и умер за Христа, вместе с двумя другими Оптинскими страдальцами. К Их могилам часто приезжают паломники. Православные люди обращаются к инокам за помощью, и чудесная помощь действительно приходит. Новомученики не оставляют нас. О чём и свидетельствуют паломники.

Свидетель Александр Рыжаков: «Состояние, конечно, было такое необычное. Именно как пасхальное, приподнятое. Все, конечно, в автобусе примолкли и слушали, смотрели только на Него. Впечатление произвело, конечно, огромное то, что Божья Матерь молится за Россию и стоит у Престола и замаливает все наши грехи – это, конечно, осталось. То, что я понял, что действительно Она вымаливает прощение за то, что было у нас, и нам нужно молиться.

…То, что готовы кандалы – это то, что врезалось в память. Потом уже, в дальнейшей речи Он сказал, что… «Россия возродится». «Молитесь за Патриарха». Но, как я понял, его окружают не те люди, которые должны быть в его окружении. Он призывал нас молиться за ту власть, которая есть, за президента и за его окружение. На данный момент нет у нас сейчас альтернативы другой. Ещё запомнилось, что Он сказал: «Доведите эту мою речь до всех православных», – это я четко помню».

Свидетельница Анастасия Супрунюк: «…То, что сказали передо мной люди, я всё это хорошо слышала, я не буду повторять. …Я хорошо запомнила про Алексия II: «Он обложен ложью со всех сторон, и как бы распят на кресте, и уже страдает. Я хорошо запомнила, что Он сказал: «Молитесь за Путина, так как нет власти не от Бога». И про гонения, про Соловки, про решётки, про кандалы, про наручники. Я хорошо запомнила про любовь Божьей Матери к людям и хорошо запомнила, что в 10 часов вечера нужно молиться Божьей Матери иконе «Державная» покаянно. Наступит такое время, когда вся страна встанет на колени и будет Ей молиться и Россия будет спасена. Это я хорошо запомнила».

Свидетельница Вера Васильева: (Свидетельница Вера Васильева подтверждает всё, что говорилось другими паломниками: о матушке Сипфоре, о любви Божьей Матери к Сыну и людям. О необходимости молитвы за Патриарха, Путина и его команду, о Соловках и новом ГУЛАГе – прим.) « …Он говорил, что приезжали ФСБ-ш ники, и старцы их поставили в такое положение, что они рассказали, что могли бы заполнить все тюрьмы за три дня. «Но вот видите! Благодаря молитвам Божьей Матери и всех Святых этого же нет! А вы должны молиться в 22 часа ежедневно, потому, что Пресвятая Богородица явится в 22 часа». Мы спросили: «По какому времени молиться?» Он ответил: «По такому, по которому живёте». «А как молиться?» Он ответил: «На коленочках, а можно распластавшись крестом. Но обязательно в 22 часа. Молитвами, которые вы знаете – Пресвятой Богородице».

Анна Ревякина, Вера Васильева, Галина Андросова – все они подтвердили сказанное ранее другими свидетелями – участниками паломнической поездки.

Возрождение России невозможно без любовного, отеческого отношения к её святыням. Они хранят чистоту веры и духовную мудрость многих подвижников на Святой Руси. Среди них – блаженной памяти схимонахиня Сипфора, похороненная в Клыкове, что в 12 километрах от Оптиной пустыни. Именно туда, по свидетельствам паломников, советовал заехать инок Ферапонт, явившийся им.

«ОТКРЫВАЙТЕ СЕРДЦА ВАШИ ПЕРЕД БОГОМ. И БЛАГОДАРИТЕ ГОСПОДА, И ПУСТЬ БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА ВСЕГДА БУДЕТ С ВАМИ». - ТАК ГОВОРИЛА МАТУШКА СИПФОРА.

Свидетельница Надежда Лучникова: «Мы приехали из Оптины, как нас благословил Святой Ферапонт – поехать в Клыково на поклонение к Матушке Сипфоре. … Мы подошли к келье. В келью запускали по два человека, поэтому народу (перед кельей – прим.) было много. Мы все были под таким впечатлением! Такая радость у всех была! Мы собрались кучкой и начали всё это обсуждать. Радость у нас, конечно, у всех! И тут заинтересовался – настолько оживлённый разговор был, радость была – послушник Дима, то ли он проходил мимо, я не знаю. Он подошёл к нам и мы начали рассказывать, что с нами произошло. Тогда послушник говорит: «А не один ли вам из убиенных явился? Опишите, как Он выглядел». Ну, мы начали описывать. Он и говорит: «Это не Василий, не Трофим… вот похож на Ферапонта. А может, у кого есть книжечка?» А я говорю: «Да, я в Оптиной купила книжечку». У меня как раз её не было. «Сейчас я её достану и покажу!» Я достала книжку и смотрю, а послушник говорит: «Переверните на другую страничку». Я переворачиваю и говорю: «Это Он!», - у меня на глазах появились слёзы, спазмы пошли. Я стояла, и как-то даже онемела. Какая-то такая радость была!»

Свидетельница Татьяна Яшкина: «Я стояла в этом кругу – когда всё это произошло, когда Надя действительно вскрикнула, и я помню то, что у неё слёзы были на глазах, спазмы, и ей действительно трудно было говорить об этом. «Это Он, Он!!» - она говорила. А у меня сразу возникла мысль такая: «Как Он настойчиво нам несколько раз говорил: «В Клыково вы обязательно съездите!» …И мысль возникла вот именно такая, что: «Вот Он для чего нас посылал. Только тут открылось!» Он несколько раз повторял для того, чтобы здесь полно открылось, что это именно был Он».

Свидетельница Валентина Елисеева: «Хочу подтвердить, что в тот момент, когда они (паломники – прим.) разговаривали с послушником, я отошла – буквально на минуту – к автобусу…. И вот иду (обратно – прим.), и вы знаете, такая радость – я была ошарашена! Все бегут: «Валентина Васильевна! Вот Он! Вот Он!» Все, кто здесь был, в один голос, с такою радостью они кричали! Навстречу шли и кричали: «Вот Он! Вот Он!» Я даже немножко опешила. Тут такая действительно радость у всех была. Они летели, а не шли».

Свидетельница Ираида Сердюк: «Когда мы приехали сюда в Клыково, нас встретил послушник Дима. Он сам провёл нас по храму. Приложились к иконочкам, и вот я с ним рядышком шла, и говорю: «Вы знаете, у нас такое… Я не знаю, что это было. Но вот такое явление было: сегодня ночью к нам явился иеромонах с кадилом. Я не знаю… Так думаю, что убиенный Кто-то. Но, скорее всего…. На инока Ферапонта похож». Он говорит: «Когда-когда Он явился?» Я: «Ну, где-то около 4-х часов». Он говорит: «Ну, конечно, матушка. Это убиенный. Ну, кто же ещё в 4 утра? Братья половина шестого поднимаются там, в Оптиной». Я говорю: «Меня только смущает, что иеромонах Василий был в священническом сане, а Ферапонт-то – Он инок, но у него крест был». Он говорит: «Матушка! Ну что вы! Это Он здесь был иноком. А Там Он – у Господа, может быть в любом сане». И всё. И вот мы шли по дорожке, а вот здесь в келью стояла очередь к матушке Сипфоре. (Свидетельница показывает, где это было – прим.) Он (послушник – прим.) говорит: «А может быть, кто книжечку купил про инока Ферапонта?» И он начал спрашивать у тех, кто стоял в очереди: «Есть ли у кого книжечка?» И вот Надежда говорит: «Я купила». И когда Надежда открыла книжку, она даже вскрикнула: «Он! Он! Вот, вот Кто к нам ночью-то приходил!» И когда мы начали все рассматривать книжку, мы сразу узнали ночного гостя. Конечно!!! С фотографии смотрел ТОТ МОНАХ, который посетил нас ночью».

Свидетельница Наталья Лучникова: «…Когда послушник Дима сказал, что, возможно, это Кто-то из убиенных братиков (к нам явился – прим.), и я открыла книжку, для меня сомнений никаких не осталось. …Я узнала, что это мученик Ферапонт».

Свидетельница Татьяна Яшина.

… «Молитесь! Молитесь все!», – Он имел в виду не только наш автобус. Это обращение было не к нам. Это обращение было вообще ко всем – через нас. В этот момент мы были проводниками для всего народа. Это было как бы так, что мы должны передать эстафету:

«Молитесь Матери Божьей! Молитесь ей в 22 часа покаянно».

СКАЗАНИЕ О ЯВЛЕНИИ
ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ДЕРЖАВНАЯ"

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».

Икона Божьей Матери "Державная"Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая Александровича. Вскоре всю Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной "Державная", т. к. Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная. 
Святая икона явилась в двух сновидениях крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, дер. Починок, Евдокии Андриановой. 13 февраля Андрианова слышала таинственный голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся". Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. 2 марта Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Храм Вознесения Господня в КоломенскомНастоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Адрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. О. Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках - откуда и произошло название “Державная”.На коленях находился благославляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить благодарственный молебен с акафистом, т. к. в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений. Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя быстро пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и распространилась по всей России. Богомольцам, стекавшимся в Коломенское, пред иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов. Икону начали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон.

Зная исключительную силу веры и молитвы царя-мученика Николая II и его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), - мы можем не сомневаться в том, что он умалил Царицу Небесную взять на Себя верховную царскую власть над народом, отвергшим своего царя-помазанника.

После революции, в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший “Державную” и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского.

Казанский храм в КоломенскомПосле революции она хранилась в запасниках Исторического музея. 27 июля 1990 г., в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского отдела Патриархии, где Она год простояла в алтаре после передачи ее Историческим музеем. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на голую древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала и икона нуждается в реставрации.

В 1995 г. возрождение взорванного 5 декабря 1931 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки.

Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в Своем Стихотворении С. Бехтеев:

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
"Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю".
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница...
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит
1934 г. .

По материалам сайтов "Православной газеты" г. Екатеринбург
и Храма Христа Спасителя

См.также: Акафист иконе Божьей Матери "Державная"

Молитвы ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
ПЕРЕД  ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ДЕРЖАВНАЯ"

Молитва первая

О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащаго всю вселенную Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря внутренняя нашедшая на страну нашу, во дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог: и в делех сие безбожие показуют. Благодарим Тя, Заступнице, яко призрела еси с высоты святыя Своея на скорби наша и горе нас православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державного образа Твоего. О, Преблагословенная Мати Божия, Державная Помощнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, припадаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О, Небесная Царице! Скипетром власти Твоея Божественныя разсей, яко прах, яко дым, нечистивыя козни врагов наших видимых и невидимых: сокруши велеречивыя помышления их и запрети им: и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их. Вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе: водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей. Поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи, возстави и спаси: яко да под Державою Твоею всегда храними, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и непозыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарна воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь, глас 8

  Ангелов лицы благоговейно Тебе служат и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево; усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей “Державней”, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от Нея на всех с верою Тебе молящихся и вопиющих Богу. Аллилуиа.

Тропарь, глас 4

  Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.