|
«Спорительница хлебов»
28 октября - празднование иконе Божией Матери, именуемой «Спорительница хлебов». Эта икона особенно почитаема в Шамординской обители, она была написана по благословению преподобного Амвросия.
В 1889 году, за два года до кончины он попросил игумению Болховского монастыря Иларию написать для него икону Богоматери совершенно нового письма: Владычица мира изображена сидящею на облаках, руки Ее подняты в благословляющем движении. А внизу, на поле, среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Назвав икону «Спорительница хлебов», старец хотел показать, что Матерь Божия помогает людям не только в снискании душевного спасения, но и в их земных трудах.
Батюшка Амвросий очень любил эту икону и заповедал молиться пред нею своим духовным чадам, насельницам основанной им женской общины в деревне Шамордино Калужской губернии, где он провел последний год своей жизни. Для пения акафиста пред иконой старец написал особый припев к общему Богородичному акафисту: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое».
За год до своей кончины старец заповедал совершать 15 октября празднование иконе «Спорительница хлебов». На следующий год, именно в этот день состоялось его погребение...
Перед смертью преподобного Амвросия (10 октября 1891 г.) духовник спросил его, на кого оставляет он Шамординскую обитель. «Царице Небесной», — без колебания ответил старец. И надежда на помощь Богоматери вполне оправдалась: к началу XX века Шамордино представляло собой процветающий монастырь, в котором подвизалось более 800 сестер.
Первой милостью, излившейся от иконы «Спорительница хлебов», стал прекрасный урожай на Шамординских полях и в Калужских пределах в голодный для всей России 1891 год.
В 1892 году список с иконы «Спорительница хлебов» послали в Пятницкую женскую общину Воронежской губернии во время засухи, и как только отслужили пред нею молебен, пошел дождь. Поля ожили и дали прекрасный урожай.
Будем же молиться Матери Божией, да не оставит Она Своею милостию отечество наше и нас грешных, чтобы мы всегда прославляли Ее хвалебною песнью:
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Об этой иконе можно прочитать также на сайте Оптиной пустыни
Источник
СВЯТЫЕ ДАЛИ ШАМОРДИНА

Шамординская Казанская Свято-Амвросиевская
ставропигиальная женская пустынь находится недалеко от Оптиной
пустыни, в 12 километрах, и духовно тесно связана с ней. Основателем
обители был преподобный Амвросий Оптинский. К старцу ежедневно
приходили люди, ища духовного наставления, беседы, получения жизненно
необходимых советов. Среди них встречались особо беззащитные и
нуждающиеся в помощи – одинокие женщины, не имеющие средств к
существованию, вдовы, девочки-сироты, немощные, больные. Преподобный
Амвросий задумал создать для них женскую обитель, в которую можно
было бы поступать без вклада, и искал жертвователей на это благое
дело.
И нашлись место и средства для такой обители. В 1871
году одна из духовных дочерей старца вдова Ключарева (в иночестве
Амвросия) купила имение Шамордино. Здесь она поселила двух своих
внучек-близнецов Веру и Любу, рано лишившихся матери. Девочки были
крестницами отца Амвросия, они любили монастырские службы, много
молились. Мать Амвросия, жившая недалеко от Оптиной пустыни, часто
приезжала сюда, бывал здесь и преподобный Амвросий, и он не раз
пророчески говорил: "У нас здесь будет монастырь".
Вход
в церковь Преподобного Амвросия, сооруженную на месте келлии, где он
скончался
Вскоре вдова скончалась, оставив имение и капитал в
банке своим внучкам. В завещании же оговаривалось, что в случае
кончины сестер Ключаревых в имении должна быть основана женская
иноческая община, а капитал должен послужить ее обеспечению. Через
два года после кончины бабушки Вера и Люба, заразившись дифтеритом,
последовали за ней. Вскоре после этого и была учреждена Шамординская
обитель в честь Казанской иконы Божией Матери, Которой молятся как
Заступнице усердной… всех… иже в напастех, и в скорбех,
и в болезнех, обремененных грехи многими… Сюда отец Амвросий
начал посылать женщин, оставшихся без средств к существованию,
одиноких, не имеющих пристанища и сил для работы. Собирая их в
обитель, преподобный Амвросий, шуткой прикрывая свои добрые дела,
приговаривал: отвезите ее в Шамордино, нам это сгодится. Из сирот и
брошенных детей составился Шамординский приют. Вскоре в монастыре
обитало уже более 500 сестер. Первой игуменией монастыря стала мать
София (Астафьева). Матушка-игумения была правой рукой старца, на дело
устроения обители она положила все свои силы. К сожалению, мудрое
наставничество игумении было недолгим. В начале 1888 года она
скончалась.
Следующей настоятельницей стала мать Евфросиния
(Розова). В период ее игуменства отцу Амвросию приходилось чаще
посещать обитель – требовалась поддержка в ее устройстве.
"Матери и сестры, я у вас здесь на кресте", – говорил
он монахиням, так много было у него дел и хлопот. Сестры очень любили
и почитали своего светлого, духоносного батюшку и с радостью ждали
его посещений.
Последний раз старец прибыл к своим подопечным летом
1890 года, но был уже настолько болен, что осенью у него не хватило
сил вернуться в Оптину пустынь. Предчувствуя свою кончину, он однажды
сказал об этом сестрам, но, как всегда, в прикровенной форме, как бы
шутя: "Лебедь на брегах Шамандра (т.е. Шамордино) песнь
последнюю поет". А потом объяснил, что лебедь поет один раз –
перед кончиной… После Пасхи 1891 года заболела и ослепла мать
Евфросиния. Она хотела оставить игуменство, но старец не благословил.
Сказал: "Сама прошение не подавай, если велит начальство –
подавай".
Отцу Амвросию тем временем становилось все хуже, он
испытывал тяжкие страдания, а епархиальное начальство требовало его
возвращения в Оптину. Архиерей, недовольный задержкой старца в
обители, решил вывезти отца Амвросия в своей карете. Но когда он
приехал, старец лежал уже в гробу… Случилось это 11 октября
(ст. ст.) 1891 года.
В Шамордине собралось множество народа из окрестных
мест, оптинские монахи, духовенство, чтобы проводить преподобного
Амвросия в последний путь. Гроб с телом старца несли до Оптиной на
руках, и это сопровождалось чудом: не гасли свечи под дождем, на
пронзительном осеннем ветру. Преподобный Амвросий был похоронен в
Оптиной пустыни на кладбище, у алтаря Введенской церкви, рядом со
своим наставником старцем Макарием. (После прославления в 1988 году
его святые мощи установлены во Введенском храме.)
Шамординские сестры осиротели – они остались
без любящего духовного отца и покровителя со слепой
матушкой-игуменией. В обители тогда насчитывалось более 300 сестер, в
числе которых были больные, престарелые и дети. Средств у обители не
было, помещений не хватало, кроме этого, было не закончено
строительство огромного собора. Сестры, оплакивая кончину отца
Амвросия, молились о том, чтобы обитель выстояла после этой тяжелой
утраты. Тем временем духовное наставничество над обителью принял
старец Иосиф, бывший в течение 30 лет ближайшим учеником преподобного
Амвросия. В деле духовного окормления шамординских сестер ему
помогали и другие старцы Оптиной.
И вскоре Господь, по молитвам сестер, послал обители
попечителя, который посвятил жизнь свою ее благоустроению и жертвенно
служил сестрам до самой смерти. Это был Сергей Васильевич Перлов,
богатый чаеторговец (москвичи и ныне любят покупать чай в красиво
отделанном магазине на Мясницкой улице, который принадлежал ему). Это
был человек цельный по натуре, глубоко верующий, отличавшийся
необыкновенным благородством души, светлым умом и добротой, и вместе
с тем энергичный и деятельный, привыкший всего добиваться сам.
Его супруга была знакома со старцем Амвросием и не
раз сетовала ему на то, что Сергей Васильевич медлит ехать в Оптину…
"Никогда не зови его с собой, – сказал ей старец, а потом
добавил: – он сам придет".
Так и получилось: однажды, к великой радости жены,
он изъявил желание поехать с ней в Оптину. Дорога была трудна, но
Сергей Васильевич был благодушен и спокоен. У хибарки старца, как
всегда, толпился народ. Внимание Перлова привлекла бабушка с
мальчиком. "Зачем ты приехал к отцу Амвросию? – спросил он
мальчика. – ты хочешь просить у него помощи?" Мальчик
обиделся: "У меня умерла мать, и мы с бабушкой приехали спросить
батюшку, как нам теперь жить". Серьезный, вдумчивый ответ
ребенка поразил Сергея Васильевича, и когда он сам попал к старцу, то
стал спрашивать у него, как ему жить. С тех пор о всяком деле он
советовался с отцом Амвросием, которого очень полюбил и которому
безгранично доверял. Еще при жизни старца Перлов бывал в Шамординской
обители и начал жертвовать на ее нужды. После кончины отца Амвросия
Сергей Васильевич своим отзывчивым сердцем понял тяжелое положение
шамординских сестер и всей душой своей, всем своим имением начал
служить обители.
Под Рождество 1891 года он сказал жене: "Поедем
в Шамордино, теперь нам нужно утешить матушку". С тех пор его
посещения обители стали частыми, и он сделался ее попечителем и
отцом, вникая во все нужды. Вскоре вырос в монастыре ряд красивых
кирпичных домиков затейливой архитектуры, завершилось строительство
огромного собора, посвященного, как и монастырь, Казанской иконе
Божией Матери. Собор проектировал архитектор Шервуд, родственник
знаменитого создателя Исторического музея в Москве. Эти постройки
сходны между собой и своими размерами, и строительным материалом –
красным кирпичом, и тем, что они выполнены в русском стиле, вобравшем
в себя лучшие черты древних русских архитектурных традиций. В соборе
была замечательная храмовая Казанская икона Божией Матери.
Преподобный Амвросий молился перед ней и потом сказал сестрам: "Эта
икона несомненно чудотворная, молитесь ей и храните ее".
Когда сестры обители начинали горячо благодарить
своего щедрого попечителя, он отвечал: "Это я должен вас
благодарить, что вы принимаете мою жертву". И чем больше Сергей
Васильевич жертвовал на обитель, тем более умножалось его богатство,
но он не прилагал к нему своего сердца, по пророческому завету
псалмопевца (Пс. 61, 11). Он понимал, что богатство дано ему для
помощи бедным, больным, всем нуждающимся.
Отечески заботясь о сестрах, он никогда не настаивал
на своем мнении в вопросах управления обителью, тем более не позволял
себе вмешиваться в духовную жизнь монахинь.
Будучи человеком разумным и практичным, Перлов
обустроил для сестер замечательные мастерские: живописную, чеканную,
золотошвейную, переплетную, коверную и другие, чтобы обитель могла
себя обеспечивать и самостоятельно развиваться. Нанял обучающих
мастеров, присылал всякие пособия и инструменты. Скоро Казанский
собор был украшен замечательными произведениями монастырских сестер,
которые они изготовляли сами, и Сергей Викторович этим очень
гордился.
В последний год жизни, предчувствуя близкую кончину,
Перлов заложил в обители часовню-усыпальницу для настоятельницы
обители и для себя с тем, чтобы его потомки, посещая его могилу, не
забывали монастырь. Сергей Васильевич умер в Москве в 1911 году. Его
гроб был перевезен в Шамордино. Здесь он и был торжественно
похоронен, оставив по себе благодарную память многих и многих людей,
для которых он был дорогим и почитаемым человеком...
А на пороге были уже страшные, апокалиптические
времена послереволюционных гонений на веру. К тому времени обитель
стояла уже крепко – несколько десятилетий она духовно
окормлялась святыми оптинскими старцами и была прекрасно
благоустроена щедрыми жертвователями.
Шамординская Казанская пустынь, претерпев полное
разорение, была закрыта в двадцатые годы. Возрождение обители
началось в 1990 году при активной поддержке тогдашнего наместника
Оптиной пустыни отца Евлогия.
Мы приехали в Шамординский монастырь после посещения
Оптиной пустыни, наполненные теплом и покоем. Наш автобус остановился
на широкой площади перед входом в обитель, и взгляд паломников сразу
привлекла к себе громада Казанского собора. Потемневшее от пережитых
страшных лет здание с многочисленными главами увенчано крестами, и
видно, что начата его реставрация. Прежде чем начать осмотр обители,
мы посетили маленькое кладбище у алтаря собора, состоящее из
нескольких безымянных могил с небольшими крестами и горящими
лампадками, чтобы поклониться почившим игумениям этой обители. Здесь
же и сохранившаяся могила Сергея Васильевича Перлова. Давно разрушена
красивая часовня, в которой он был когда-то торжественно похоронен.
Но рассказ экскурсовода об этом удивительном, безгранично щедром
человеке вызывает к нему и ныне огромное почтение и интерес.
Казанский
собор
Собор вблизи поражает своими размерами. В окнах
кое-где не хватает стекол и внутри можно разглядеть только темные
стены, огромные пространства. И понимаешь, как тяжело изранен этот
храм и сколько сил предстоит приложить для его восстановления.
Полностью уничтожено созданное трудами сестер богатое убранство
храма, росписи... а чудотворная храмовая Казанская икона Божией
Матери бесследно исчезла…
За собором выстроились монастырские домики из
красного кирпича, многие из них уже восстановлены и покрыты
блестящими крышами. Здесь живут сестры возрожденной обители.
За домиками находится монастырское кладбище, где мы
остановились у скромной могилы схимонахини Марии (Марии Николаевны
Толстой), сестры великого писателя. Сюда, в эту обитель, к ней
приезжал Лев Николаевич незадолго до своей кончины, в трагические дни
ухода из Ясной Поляны…
Крест на могиле схимонахини Марии (Марии Николаевны
Толстой)
Почтив память брата и сестры, продолжаем путь дальше
– и неожиданно деревья расступаются, и замечательная картина
предстает перед взором. Оказывается, мы находимся на гребне крутого
берега речной долины, густо заросшего лиственным лесом. Под нами
вьется неширокая река, и далеко за горизонт уходят заречные дали.
Внизу одинокие деревья отмечают русло речки, за ними разбегаются
невысокие, с плавными очертаниями холмы, где зеленеют травы,
кустарники, перелески, рощи. И все это как будто замерло под сводом
неба пронзительной голубизны, со светлыми облачками. И вспоминаются
строки 103 псалма: Ты простираешь небеса, как шатер… делаешь
облака Твоею колесницею… Ты послал источники в долины…плодами
дел Твоих насыщается земля… В душу проникает мирное
спокойствие, молитвенная тишина этих святых мест, которые можно
назвать образом, ликом нашей земли.
Именно здесь предстала перед духовным взором
преподобного Амвросия Богородица, благословляющая с небес землю, поля
с колосящимися хлебами. Под Ее благословением наливаются зерна в
колосьях благодатными силами, которые превращают хлеб в нашу главную,
насущную, ежедневную пищу. И хлеб сердце человека укрепит (Пс.103,
15). Это видение старца Амвросия было изображено на иконе, названной
"Спорительница хлебов". Именно в Шамордине открывается
смысл этой иконы, ставшей известной всей России. Спорительница –
замечательное, емкое, образное имя Богородицы, Своими молитвами,
Своим благословением утучняющей хлеба, плоды земные, все растущее на
земле на радость и потребу людям: "Земле благая, благословенная
Богоневесто, клас прозябшая неоранный (Колос родившая несеянный) и
спасительный миру, сподоби мя, сей ядущи спастись" (канон к
святому Причащению).
Преподобный Амвросий установил день празднования
этой иконе – 15 октября ст. ст. Знаменательно, что именно в
этот день состоялись его похороны. Эта икона Богоматери встречает
паломников, прибывших в Оптину пустынь, у входных ворот, перед ней
можно помолиться и во Введенском храме. И конечно, особо почитается
она в Шамордине.
Внизу, под крутым берегом, – источник
Преподобного Амвросия. Там, зайдя в купальню, можно омыться в
целительной воде, температура которой около четырех градусов. Однако
паломников это не смущает, и многие, погрузившись в студеную воду,
пронизанную солнечным светом, получают облегчение в своих болезнях, а
иногда, по вере своей, и полное исцеление.
Источник Преподобного Амвросия
У источника дежурит пожилая монахиня с добрым лицом
и лучистыми глазами. Она помогает нам разлить целебную воду в
бутылки. Мы пьем ее, ощущая радость и легкость в душе и теле. Нас
ожидает нелегкий подъем наверх, по крутой тропе, обратно к монастырю.
Не торопясь, цепляясь за деревья, преодолеваем подъем и направляемся
к небольшой церкви Преподобного Амвросия Оптинского, устроенной на
месте дома, где старец скончался. Внутри храма стоит благоговейная
тишина. У алтаря молятся несколько шамординских сестер.
Здесь красиво и уютно – убранство храма
полностью завершено. В иконостасе – иконы современного письма.
В местном ряду образы "Спорительницы хлебов" и преподобного
Амвросия. Старинные иконы, украшенные расшитыми ризами, установлены у
клиросов, помещены в киоты на стенах. Наверху, по периметру храма,
укреплены деревянные хоры, на которые ведет лестница.
Поставив свечи и помолившись, мы выходим на
монастырскую улицу, с одной стороны которой располагаются старинные
кирпичные домики, а с другой – цветник и монастырский огород,
где чернеют платки работающих монахинь.
На прощание охватываем взором Казанский собор и еще
раз молитвенно вспоминаем преподобного Амвросия, Сергея Васильевича
Перлова и монахинь, подвизавшихся здесь. И верится: все будет
восстановлено, найдутся жертвователи, умелые строители и для этой
обители, и в возрожденном соборе вновь начнутся богослужения и
польется так необходимая нашей земле молитва.
Ольга ЛАШКОВА Фото Татьяны Рябининой
Источник:
http://vos.1september.ru/articlef.php?ID=200004003
|